Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в теории административного процесса и его практической реализации на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в части извещения физических и юридических лиц о составлении протокола об административном правонарушении. Анализируются диспозиции ст. 25.15, 28.1 и ст. 28.2 КоАП РФ на предмет эффективности такого извещения, выделяются ряд соответствующих проблем, предлагаются пути их решения. Так, предложено решение более надежного извещения физических и юридических лиц о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 08/2025 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-8-30-34 |
Протокол по делу об административном правонарушении (далее — протокол) в административно-юрисдикционном производстве, как правило, — первый процессуальный документ, фиксирующий совершенное противоправное деяние.
На основании ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лицам, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом, представить объяснения и (или) замечания по содержанию инкриминируемого события, отраженные в протоколе или прилагаемых к нему отдельных процессуальных актах.
Это право может быть реализовано на месте совершения административного правонарушения, так как, согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Такая установка закона существенно усложняет работу должностным лицам правоохранительных органов, требует от них постоянной готовности точно следовать закону, невзирая на сиюминутные неудобства (например, конфликтная обстановка, неблагоприятные погодные условия, отсутствие комфортной среды для заполнения процессуальной формы, доставление и последующее задержание нарушителей, составление дополнительных административно-процессуальных актов).
Вместе с тем в случае необходимости выяснить детали обстоятельств совершенного деяния либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ), а в случае проведения административного расследования — по его окончании в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).
В такой ситуации соблюдение условий, установленных ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, основано на извещении физического лица или законного представителя юридического лица воспользоваться правом личного присутствия при составлении протокола.