Недействительные сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка или нравственности
Аннотация
Работа посвящена изучению особенностей недействительных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности. Исследуемые сделки являются квалифицированным случаем сделок, предусмотренных ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость для применения ст. 169 ГК РФ установления как несоответствия требованиям правовых актов, так и нарушения основ правопорядка или нравственности. Отсутствует нормативное закрепление таких категорий, как правопорядок и нравственность, что не способствует оптимальному регулированию исследуемых отношений. Поэтому необходимы консолидированные действия ученых и судейского сообщества для достижения гармоничного правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 08/2025 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-8-20-24 |
Недействительным сделкам, совершенным с целью, противной основам правопорядка или нравственности, посвящена всего лишь одна статья в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) — ст. 169. Несмотря, казалось бы, на незначительность правового регулирования в ГК РФ, недействительные сделки, предусмотренные ст. 169 ГК РФ, являются предметом многочисленных исследований и споров. Такой интерес к данному составу недействительных сделок обусловлен пробелами и проблемами, которые возникают при реализации положений анализируемой статьи. Возникают вопросы о содержании ст. 169 ГК РФ, о последствиях недействительности исследуемых сделок и др.
Прежде всего сама структура статьи ст. 169 ГК РФ вызывала всегда много вопросов в части составляющих ее элементов. Согласно первой позиции речь шла об едином составе недействительных сделок. Другие полагали, что содержание ст. 169 ГК РФ включает в себя два состава недействительных сделок (противных основам правопорядка или нравственности. — Выделено мною. Н.К.). На практике это порождало спор о необходимости доказывания только одной или обеих основ. В настоящее время в ст. 169 ГК РФ однозначно реализована первая точка зрения, так как с 1 сентября 2013 г. наименование статьи приведено в соответствие с ее содержанием, о чем свидетельствует разделительный союз «или» между категориями «правопорядок» и «нравственность».
Другое дело, что сами обозначенные категории не имеют однозначного толкования. Их понятия не раскрываются в положениях нормативно-правовых актов, что зачастую порождает проблемы при правоприменении. Рассмотрим их.
Обращение к истории исследуемых сделок позволяет нам видеть, что уже в римском праве при характеристике данного основания недействительности сделок говорилось о посягательстве на «добрые нравы». Было это понятие инкорпорировано и в действующие гражданские кодексы европейских стран. Так, согласно ст. 1133 Французского гражданского кодекса «основание является незаконным, когда оно запрещено законом, когда оно противоречит добрым нравам (выделено мною. — Н.К.) или публичному порядку». О нарушении добрых нравов речь идет в п. 2 ст. 19 Швейцарского обязательственного закона как об одном из случаев, исключающих соглашение сторон. Можно сделать вывод, что исследуемое основание недействительности сделок является традиционным и свойственно многим правопорядкам.
Путем использования понятия «добрые нравы» пошел и отечественный законодатель. Так, в статье 1528 Свода законов гражданских закреплялось, что цель любого договора должна быть в том числе непротивна благочинию и общественному порядку.