Неимущественные права юридических лиц как участников жилищных отношений
Аннотация
Цель статьи — исследовать сущность и содержание неимущественных прав юридических лиц как участников жилищных отношений. В результате автором отмечается, что неимущественные права юридических лиц в области жилищных отношений связаны как с реализацией интересов юридического лица в соответствующей сфере, так и с возможностью использовать жилое помещение в предусмотренных целях для обеспечения деятельности юридического лица. Кроме того, определяется специфика неимущественного вреда применительно к функционированию юридических лиц, выделяется опосредованный характер неимущественных жилищных прав юридических лиц.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 04/2025 |
Страницы | 29-31 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2025-4-29-31 |
Обеспечение защиты права на осуществление деятельности в соответствии с учредительными целями юридического лица непосредственным образом связано с категорией неимущественных прав юридических лиц. Говоря о неимущественных отношениях с участием юридических лиц, необходимо сделать отступление в целях разрешения спорного вопроса о способности юридических лиц вступать в ряд жилищных неимущественных отношений per naturam.
В научной литературе существует дискуссия относительно выработки понятия и признаков категории «неимущественные отношения». Так, Н.Д. Егоров под таковыми понимает «возникающие по поводу неимущественных благ отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности посредством выявления и оценки ее социальных качеств». Однако зависимость неимущественных отношений от признака оценки социальных качеств ставит под сомнение Л.О. Красавчикова, которая отмечает, что «возникновение и существование тех или иных правоотношений по поводу нематериальных благ не может и не должно зависеть от ее (личности) социальных качеств». По мнению Е.П. Редько, неимущественные права юридического лица могут быть затронуты «не только вредом, причиненным его деловой репутации, но и вредом, причиненным иным неимущественным правам юридического лица».
На вопрос о том, способны ли юридические лица вступать в неимущественные отношения, правовая доктрина отвечает скорее утвердительно, главным образом при этом акцентируя внимание на вопросах защиты деловой репутации юридического лица, апеллируя к категории неимущественного вреда. Так, Т.Н. Макарова утверждает, что содержанием неимущественного вреда, причиненного юридическому лицу, является такое «умаление нематериальных благ, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы, независимо от наличия физических или нравственных страданий».
Вопрос об обладании юридическими лицами личными неимущественными правами является темой научных изысканий в ряде работ отечественных исследователей в области гражданского права. Так, Л.Б. Ситдикова на основании положений п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на наличие у юридических лиц личного неимущественного права на автономию, т.е. на установление режима неприкосновенности внутренней деятельности, отмечая, что «защиту своего права на автономию юридические лица осуществляют собственными средствами (ограждения, замки, охрана, сейфы и т.д.)».
Законодательство Российской Федерации признает существование личных неимущественных прав юридических лиц и предоставляет право последним защищать их способами, определенными законом. В частности, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указывает на возможность общества «приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права».