Дата публикации: 04.09.2025

Гражданский закон: возможности и ограничения как «законодателя мод» для семейного права

Аннотация

Рассматриваются основные технологии и каналы взаимодействия гражданского и семейного законодательства: особенности применения к семейным правоотношениям гражданского закона субсидиарно, по аналогии, иных способов координации — на основе учета специфики семейно-правовых связей и семейных дел. В качестве образцов предлагаются конструкции недействительности брака, алиментных обязательств, брачного договора, фиктивных семейно-правовых актов.




В теории права применение закона субсидиарно, по аналогии или с помощью иных правоприменительных технологий не в полной мере относится к устойчивым общепринятым композициям. Тому имеются как объективные, так и субъективные предпосылки. Так, среди первых, поименованных нами способов наиболее значимую роль составляет их сходство на процедурном и сущностном уровнях: в обоих случаях речь идет об отсутствии прямого регулирования ситуации основными нормами, на нее ориентированными, и поиске предписания, подходящего к ней по целевому предназначению и сущности искомого объекта. Среди вторых — не всегда четкие законодательные формулы, обоснования правовой позиции правоприменителя, а также определенные авторские предпочтения в восприятии того или иного правового предписания. Данные констатации дополняются применением разнообразных способов толкования — до такой степени смыслового расширения трактовки понятия или предписания в целом, что приводит к конкуренции акта толкования и собственно нормы права, в том числе и прежде всего на уровне решений высших судов.

Принципиальное же различие вполне очевидно и заключается в том, что аналогия права и закона включается при наличии пробела в законодательстве, а субсидиарное применение нормы другой отраслевой принадлежности обусловлено иными причинами, в частности, соображениями законодателя о разумной экономии нормативного материала, оптимизации законотворчества и законодательства. При этом сложность дифференциации заполнения пробела и конкретизации «недоговоренности» закона, четкого их отграничения предпосылает не только теоретические, но и прикладные трудности распознавания обсуждаемых технологий, поскольку в последнем случае в правоприменительном акте необходимо их квалифицировать со ссылкой не только на норму, обеспечивающую регуляторное «вспомоществование», но и на общие начала соответствующего закона. Ярким примером подобной необходимости служат два автономных предписания из общей части Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ): норма ст. 4 СК РФ допускает субсидиарное применение гражданского закона, а ст. 5 — применение его же по аналогии. Подобная автономия технологий, наряду с теоретическими соображениями, является дополнительным аргументом в споре о том, что субсидиарное применение закона не следует рассматривать в качестве межотраслевой аналогии. При этом мы отдаем себе отчет в том, что ссылки на действующий закон не являются необходимым и достаточным аргументом в споре как теоретического, так и прикладного характера: для доктрины они имеют факультативное значение, для практики — существенно более весомое, подкрепленное, однако, профессиональным толкованием. Следует заметить, что означенные технологии в богатстве своего сходства и различия относятся к системе форм и способов «пользовательского» и правоприменительного усмотрения, ключевой предпосылкой которого являются нормы с относительно определенным содержанием, а среди них — прежде всего ситуационные. Именно последние доминируют в семейно-правовой сфере, предопределяют картину административного и судейского усмотрения при разрешении дел с семейным элементом. Это обусловлено яркой спецификой предмета семейно-правового (и смежного) регулирования и соответствующей методологией правового на него воздействия: личным характером социальной связи субъектов, вполне видимой конкуренцией частных и публичных интересов, активным присутствием этических компонентов и др. Именно поэтому применение норм по аналогии и субсидиарно (прежде всего гражданско-правовых) неизбежно изобилует объективными и субъективными прочтениями и ограничениями.

Список литературы

1. Тарусина Н.Н. Доктрина и семейный закон: переосмысление правового регулирования семейных отношений или «усекновение» традиции? / Н.Н. Тарусина // Закон. 2024. № 6. С. 78–85.
2. Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства / Е.А. Чефранова // Российская юстиция. 1996. № 10. С. 45–46.
3. Чефранова Е.А. Непоименованные договоры как основание регулирования семейных отношений / Е.А. Чефранова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 7. С. 48–54.
4. Чашкова С.Ю. О тенденциях развития договорного регулирования семейных имущественных отношений супругов с учетом развития законодательства и судебной практики / С.Ю. Чашкова // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 5. С. 63–73.
5. Темникова Н.А. Признание брачного договора недействительным в связи с тем, что его условия ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение / Н.А. Темникова // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2022. Т. 19. № 4. С. 68–75.
6. Тарусина Н.Н. Судебная практика по семейным делам: усмотрение на грани правотворчества / Н.Н. Тарусина // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 5 (150). С. 40–48.
7. Тарусина Н.Н. Семейное законодательство: между родством и свойством в цивилистической семье — этапы и качество самоопределения / Н.Н. Тарусина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 4. С. 44–49.
8. Тарусина Н.Н. О фиктивности в семейно-правовой сфере / Н.Н. Тарусина, О.И. Сочнева // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 78–84.
9. Тарусина Н.Н. О правотворческом и коллизионном смысле правовых позиций высших судов РФ (на примере семейных дел) / Н.Н. Тарусина // Вестник гражданского процесса. 2023. Т. 13. № 2. С. 95–109.
10. Алексеев С.С. Общая теория права : курс. В 2 томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1982. 359 с.
11. Низамиева О.Н. Об опережающей функции семейно-правового договора // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 4. С. 53–64.
12. Микрюков В.А. Пределы в установлении правовых последствий фиктивного развода / В.А. Микрюков // Lex Russica (Русский закон). 2024. Т. 77. № 6. С. 46–56.
13. Максимович Л.Б. Правовое регулирование имущественных семейных отношений: заметки на полях Семейного кодекса / Л.Б. Максимович // Социально-юридическая тетрадь. 2020. № 10. С. 60–69.
14. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации / О.Ю. Ильина. Москва : Городец, 2007. 192 с.
15. Иванов А.А. Переосмысливая отношения между родителями и детьми / А.А. Иванов // Закон. 2023. № 2. С. 110–119.
16. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР / Е.М. Ворожейкин. Москва : Юридическая литература, 1972. 336 с.
17. Величкова О.И. Долевое взыскание алиментов vs твердая денежная сумма: какие обстоятельства учесть при выборе? / О.И. Величкова // Социально-юридическая тетрадь. 2020. № 10. С. 124–133.

Остальные статьи