Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
Аннотация
Автор обращает внимание на несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения по передаче и воспитанию ребенка в приемной семье, с позиции создания предпосылок для конфликта интересов и последующего нарушения прав и интересов субъектов договорных отношений. Особое внимание уделено соотношению частных и публичных интересов в контексте обеспечения приоритетного и наилучшего обеспечения интересов детей, воспитываемых приемными родителями, при выполнении государством публичной функции по воспитанию детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 04/2025 |
Страницы | 9-12 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2025-4-9-12 |
Современная политика в сфере регулирования семейных отношений ориентирована на защиту семьи как института и традиционных семейных ценностей. Семья априори воспринимается как союз родителей и детей, в связи с чем приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов детей является задачей государственного уровня.
Данный вектор обозначен в ст. 67.1 Конституции Российской Федерации: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания детей, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
К сожалению, мы должны объективно признавать, что дети, оставшиеся без попечения родителей в силу тех или иных причин, всегда были, есть и, очевидно, будут в нашем обществе. Исходя из принципа приоритета семейного воспитания ребенка, установленного в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ), государство принимает различные меры по обеспечению именно семейного воспитания ребенка. «Использование договорного регулирования в механизме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, — призвано повысить эффективность выполнения государством принятых на себя публичных функций и позволяет полно учесть индивидуальные интересы как детей, так и лиц, заменяющих родителей».
Такой подход установлен в ст. 123 СК РФ: дети, которые остались без родительского попечения, в первую очередь подлежат передаче на воспитание в семью усыновителей, опекунов (попечителей), в приемную семью либо, если законом соответствующего субъекта РФ предусмотрено создание патронатной семьи, — в такую семью. И только при отсутствии такой возможности, но с условием временного характера пребывания, до последующего устройства в семью, ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Алгоритм выявления и устройства таких детей регламентирован не только СК РФ, но и другими федеральными законами и подзаконными актами.
Теоретической и практической значимостью характеризуется проблема устранения или хотя бы минимизации социально-правовых рисков передачи и воспитания в приемной семье ребенка, который остался без родительского попечения. Заметим, что такие риски присутствуют в той или иной степени при применении любой формы семейного воспитания, будь то усыновление как предполагаемое постоянство возникающего правоотношения между усыновителем и усыновленным либо изначально временное пребывание ребенка в семье опекунов или иных воспитателей.