Требования законности в деятельности публичных органов власти: понятие, виды и способы обеспечения
Аннотация
В статье анализируется генезис понятия «законность», подходы к пониманию настоящей категории, а также роль обеспечения «требований законности» в деятельности публичного аппарата. Делается особый акцент на административной дискреции как на угрозе обеспечения законности в деятельности органов публичной власти. Подчеркивается необходимость минимизации административной дискреции с сохранением ее полезных свойств, а также роль правовой стандартизации в этом процессе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 79-84 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-79-84 |
Как верно отметил Ю.Н. Старилов, «вершиной правопорядка и одновременно главнейшим правовым средством его обеспечения в сфере административных и иных публичных правоотношений остается принцип законности и создание гарантий ее верховенства». Мы абсолютно согласны с точкой зрения ученого, поскольку законность является необходимым условием функционирования государства, в котором права и свободы человека и гражданина признаются высшей конституционной ценностью. Однако в современной юриспруденции законность является одним из самых сложных и многогранных правовых явлений, генезис которого обусловливает наличие множества различных подходов к ее интерпретации. В этой связи спорными являются и вопросы обеспечения законности. В нашем исследовании мы предлагаем провести глубокий анализ различных подходов к пониманию категории «законность», выделить угрозы, которые влияют на обеспечение законности, и, исходя из этого, постараться сформулировать формы ее обеспечения.
«Законы и их соблюдение — древний и наиболее цивилизованный способ управления людьми». Полагаем, что данное утверждение абсолютно справедливо. Хотя закон и не является одним из первых регуляторов общественных отношений (как, например, обычай или нормы морали), на сегодняшний день он является самым распространенным и наиболее действенным средством упорядочения социальных связей.
Еще в советский период М.С. Строгович определил законность как «строгое соблюдение и исполнение советского законодательства всеми органами государства, учреждениями и общественными организациями, должностными лицами и гражданами». На наш взгляд, такое понимание законности до сих пор актуально и является одним из самых распространенных.
Е.Л. Кдлян, напротив, считает нецелесообразным добавлять к терминам «соблюдение» и «исполнение» слова «неукоснительное», «полное» и «точное», поскольку, если нет соблюдения и исполнения, то нет и законности.
В свою очередь Т.Я. Хабриева считает, что соблюдение и исполнение законов не всегда есть законность, так как законы могут быть недемократичными, деспотичными, а иногда и античеловечными.