Дата публикации: 14.08.2025

Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии

Аннотация

Административные правонарушения являются одним из самых распространенных видов правонарушений, что делает особенно интересными вопросы привлечения к ответственности за их совершение. В Федеративной Республике Германия (ФРГ) сформировалась особая система привлечения к ответственности за такие правонарушения, отличающаяся от, например, российской модели. Германия, как и другие страны романо-германской правовой семьи, выделила отдельный институт административных правонарушений (Ordnungswidrigkeiten) для разгрузки уголовной юстиции и более эффективного поддержания правопорядка. В данной статье проводится анализ законодательства ФРГ, регулирующего административную ответственность частных лиц (Bürger, Unternehmen, juristische Personen, Personenvereinigungen), рассматриваются общие черты этой системы и ее особенности.




Основной закон Германии (Grundgesetz) закрепляет базовые принципы правового регулирования, оказывающие непосредственное воздействие и на сферу юридической ответственности. Одним из краеугольных положений является принцип законности ответственности (nulla poena sine lege), предполагающий, что деяние может быть признано наказуемым исключительно в случае его предварительного нормативного закрепления.

Указанный принцип в равной мере распространяется и на административно-деликтные правоотношения: административное правонарушение подлежит преследованию лишь в том случае, если его противоправность и санкция прямо установлены законом. В этом контексте особую значимость приобретает правовая позиция Федерального конституционного суда ФРГ, согласно которой реализация государственного принуждения в форме привлечения к ответственности за административные правонарушения немыслима без обеспечения эффективной судебной защиты. Административная процедура обжалования, осуществляемая в пределах ведомственного подчинения, не может рассматриваться в качестве полноценной альтернативы обращения в суд. Следовательно, конституционный принцип правового государства (Rechtsstaat) требует, чтобы любое лицо, подвергаемое административному наказанию, имело гарантированную возможность реализовать свое право на судебную защиту перед независимым и беспристрастным органом правосудия.

Ключевым нормативным источником, регулирующим институт ответственности за административные правонарушения в Федеративной Республике Германия, выступает Закон «Об административных правонарушениях» (Ordnungswidrigkeitengesetz, далее — OWiG). Данный правовой акт был впервые принят в 1968 г. и вступил в силу в том же году, а его современная редакция датируется 12 июля 2024. OWiG был разработан в рамках широкой правовой реформы, направленной на системное выделение малозначительных правонарушений из сферы уголовного права, что позволило разгрузить уголовную юстицию и создать отдельную категорию деликтов с облегченным порядком преследования.

Согласно § 1 OWiG, административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), предусмотренное законом и наказуемое административным штрафом. Тем самым определяющим признаком административного проступка выступает санкция в виде денежного взыскания. В случае если законодатель предусматривает за деяние санкцию в форме лишения свободы или иную уголовную репрессию, соответствующее поведение квалифицируется уже как преступление.

Немецкая правовая система четко разграничивает преступления и административные правонарушения на основании характера и строгости санкций. В соответствии с исторически сложившейся триадой уголовно-правовых категорий германское право различает: тяжкие преступления (Verbrechen), менее тяжкие преступления-проступки (Vergehen) и административные правонарушения (Ordnungswidrigkeiten) — последние представляют собой самостоятельную форму деликтов, не влекущих уголовной ответственности. Если за преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы либо значительного штрафа, влекущего судимость, то за административные правонарушения применяются исключительно штрафные санкции и иные меры административного воздействия, не сопряженные с судимостью.

Список литературы

1. Банчук О.А. Аналитический доклад «Право об административных правонарушениях: опыт стран Западной и Восточной Европы, требования Европейского Суда по правам человека и стандарты Совета Европы» / О.А. Банчук. Центр исследования правовой политики, 2008. 15 с
2. Васкевич К. Правовое регулирование ответственности за нарушения налогового законодательства в ФРГ / К. Васкевич // Государственная служба. 2015. № 2 (94). С. 96–99.
3. Майле А.Д. Особенности германского административно-деликтного законодательства / А.Д. Майле, С.А. Старостин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 1 (41). С. 158–166.
4. Политова Е.Ю. Кодекс об административных правонарушениях как правовая основа административной ответственности в Германии и России (материальные аспекты) / Е.Ю. Политова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 11 (99). С. 146–153.
5. Татарян В.Г. Опыт решения проблем административной ответственности в современном законодательстве ФРГ / В.Г. Татарян, Б.М. Магомедов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. № 2 (19). С. 49–61.

Остальные статьи