Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии
Аннотация
Административные правонарушения являются одним из самых распространенных видов правонарушений, что делает особенно интересными вопросы привлечения к ответственности за их совершение. В Федеративной Республике Германия (ФРГ) сформировалась особая система привлечения к ответственности за такие правонарушения, отличающаяся от, например, российской модели. Германия, как и другие страны романо-германской правовой семьи, выделила отдельный институт административных правонарушений (Ordnungswidrigkeiten) для разгрузки уголовной юстиции и более эффективного поддержания правопорядка. В данной статье проводится анализ законодательства ФРГ, регулирующего административную ответственность частных лиц (Bürger, Unternehmen, juristische Personen, Personenvereinigungen), рассматриваются общие черты этой системы и ее особенности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 67-70 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-67-70 |
Основной закон Германии (Grundgesetz) закрепляет базовые принципы правового регулирования, оказывающие непосредственное воздействие и на сферу юридической ответственности. Одним из краеугольных положений является принцип законности ответственности (nulla poena sine lege), предполагающий, что деяние может быть признано наказуемым исключительно в случае его предварительного нормативного закрепления.
Указанный принцип в равной мере распространяется и на административно-деликтные правоотношения: административное правонарушение подлежит преследованию лишь в том случае, если его противоправность и санкция прямо установлены законом. В этом контексте особую значимость приобретает правовая позиция Федерального конституционного суда ФРГ, согласно которой реализация государственного принуждения в форме привлечения к ответственности за административные правонарушения немыслима без обеспечения эффективной судебной защиты. Административная процедура обжалования, осуществляемая в пределах ведомственного подчинения, не может рассматриваться в качестве полноценной альтернативы обращения в суд. Следовательно, конституционный принцип правового государства (Rechtsstaat) требует, чтобы любое лицо, подвергаемое административному наказанию, имело гарантированную возможность реализовать свое право на судебную защиту перед независимым и беспристрастным органом правосудия.
Ключевым нормативным источником, регулирующим институт ответственности за административные правонарушения в Федеративной Республике Германия, выступает Закон «Об административных правонарушениях» (Ordnungswidrigkeitengesetz, далее — OWiG). Данный правовой акт был впервые принят в 1968 г. и вступил в силу в том же году, а его современная редакция датируется 12 июля 2024. OWiG был разработан в рамках широкой правовой реформы, направленной на системное выделение малозначительных правонарушений из сферы уголовного права, что позволило разгрузить уголовную юстицию и создать отдельную категорию деликтов с облегченным порядком преследования.
Согласно § 1 OWiG, административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), предусмотренное законом и наказуемое административным штрафом. Тем самым определяющим признаком административного проступка выступает санкция в виде денежного взыскания. В случае если законодатель предусматривает за деяние санкцию в форме лишения свободы или иную уголовную репрессию, соответствующее поведение квалифицируется уже как преступление.
Немецкая правовая система четко разграничивает преступления и административные правонарушения на основании характера и строгости санкций. В соответствии с исторически сложившейся триадой уголовно-правовых категорий германское право различает: тяжкие преступления (Verbrechen), менее тяжкие преступления-проступки (Vergehen) и административные правонарушения (Ordnungswidrigkeiten) — последние представляют собой самостоятельную форму деликтов, не влекущих уголовной ответственности. Если за преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы либо значительного штрафа, влекущего судимость, то за административные правонарушения применяются исключительно штрафные санкции и иные меры административного воздействия, не сопряженные с судимостью.