Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
Аннотация
Административное принуждение, применяемое судами, привлекает особое внимание, поскольку влияет на судебную и внесудебную правоприменительную практику и порядок применения соответствующих мер. Освещение и исследование проблемных вопросов правоприменения с учетом реализации информационной политики судебной системы, обеспечения доступа к информации о деятельности судов выполняет информационно-просветительскую и превентивную функции, формируя правовую культуру. Обозначение ключевых признаков применяемого мировыми судьями административного принуждения, как наиболее распространенного вида судебного воздействия на участников административно-деликтных правоотношений и затрагивающего права значительного количества граждан, позволяет раскрыть понятие и обозначить проблемы правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 63-66 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-63-66 |
Исследование не нового для науки административного права института административного принуждения не теряет своей актуальности в настоящее время. Административное принуждение, применяемое судами, привлекает особое внимание, поскольку влияет на формирование практики по применению мер ответственности и иного принудительного воздействия. Анализ его ключевых признаков позволяет сформировать комплексное представление исследуемого явления.
Постоянная тенденция роста количества административных дел, разрешаемых судами, требует совершенствования порядка судопроизводства, устранения пробельности правового регулирования производства по отдельным категориям дел, которая до сих пор вызывает дискуссии относительно вида осуществляемого судопроизводства судами общей юрисдикции. Государственное принуждение осуществляется с помощью применения установленных мер принуждения в специальном порядке. К компетенции мировых судей, наиболее приближенных к населению и ежегодно разрешающих значительное количество административных дел, отнесено в соответствии с положениями КоАП РФ применение мер административной ответственности и иных мер административно-правового принуждения в соответствии с КАС РФ.
В науке административного права административное принуждение рассматривается как разновидность государственного принуждения, регламентированная нормами административного и административно-процессуального законодательства. Ученые выделяют его признаки, в том числе правовая форма, цель применения — охрана общественных отношений, уполномоченный субъект (орган и должностное лицо), к компетенции которого отнесено применение мер административного принуждения, также судебный и внесудебный порядки реализации.
Административное принуждение охраняет не только нормы административного права, но и нормы иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти, а также суды, разрешая судебные дела. В зависимости от целевой направленности можно выделить административные меры принуждения, связанные с разрешением юридического дела по существу и связанные с обеспечением производства по делу.
В теории выделяются меры административного принуждения: административные наказания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, административно-предупредительные меры, меры административного обеспечения, административно-восстановительные, меры административно-принудительного исполнения.