Порядок введения и прекращения режима контртеррористической операции
Аннотация
В представленном исследовании выявляются особенности порядка введения и прекращения правового режима контртеррористической операции. Проводится соотношение исследуемого режима с особым режимом — чрезвычайным положением. Предлагаются меры по улучшению законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 59-62 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-59-62 |
Режим контртеррористической операции (КТО) на территории Российской Федерации вводится в соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Закон № 35-ФЗ). Данный правовой механизм предназначен для предотвращения террористических актов, снижения масштабов их негативных последствий, а также обеспечения безопасности граждан, защиты конституционного строя, общественных и государственных интересов. Рассматриваемый правовой режим предусматривает комплекс мер, включая ограничение гражданских свобод, усиление контроля и координацию действий силовых структур.
Правовой режим контртеррористической операции представляет собой комплекс мер временного характера, направленных на нейтрализацию террористической угрозы и минимизацию ее последствий. Его введение и прекращение регламентируются Законом № 35-ФЗ, однако процедура требует детального анализа с учетом принципов законности, соразмерности и соблюдения прав граждан.
Ключевым элементом процедуры является определение территориальных границ и временных рамок. В решении о введении КТО должны быть четко обозначены географические пределы (районы, города, объекты инфраструктуры), а также срок действия режима, который может продлеваться при сохранении угрозы. Например, введение КТО в Белгородской области в мае 2023 г. сопровождалось указанием конкретных населенных пунктов, подвергшихся обстрелам, и ограничением передвижения на приграничных территориях.
Особое значение имеет уведомление высших органов государственной власти. Однако отсутствие законодательного требования о предварительном одобрении со стороны парламента создает риски недостаточного контроля за действиями силовых структур.
Меры, применяемые в рамках КТО, включают ограничение свободы передвижения, проверку документов, установку блокпостов, приостановление работы опасных производств и контроль коммуникаций. Эти ограничения должны соответствовать критериям необходимости и соразмерности. Так, введение комендантского часа в Курской области в 2024 г. было обосновано необходимостью защиты граждан от обстрелов, однако отсутствие четких временных рамок привело к социальной напряженности.