Дата публикации: 14.08.2025

Дознаватель органов внутренних дел: предусмотренные законом и выработанные практикой формы делегирования полномочий начальником ОВД

Аннотация

В статье исследуются формы делегирования начальником органа дознания должностному лицу органов внутренних дел уголовно-процессуальных полномочий. Особое внимание уделяется формам делегирования полномочий начальником органа дознания подчиненным ему должностным лицам, не замещающим штатную должность дознавателя специализированного подразделения дознания.




Понятие «дознаватель» относится к числу основных понятий Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять расследование преступлений в форме дознания или выполнять иные предусмотренные УПК РФ полномочия.

Теоретический анализ возникновения процессуального статуса дознавателя органов внутренних дел (ОВД), позволяет выделить несколько форм поручения (делегирования) должностному лицу ОВД уголовно-процессуальных полномочий начальником органа дознания.

Первая форма поручения — это приказ о назначении должностного лица ОВД на должность дознавателя. Содержанием этой формы является делегирование уголовно-процессуальных полномочий начальником органа дознания должностному лицу ОВД через приказ о назначении его на штатную должность дознавателя специализированного подразделения дознания. Процессуальная форма приказа не предусмотрена законом). Через приказ о назначении на должность должностному лицу ОВД начальником органа дознания делегируются уголовно-процессуальные полномочия дознавателя на не определенный законом срок, и это должностное лицо становится правомочным дознавателем ОВД.

Правовое положение дознавателя состоит из его полномочий, предусмотренных ст. 41 УПК РФ, перечень которых в обобщенном виде дублируется в должностном регламенте (должностной инструкции), утверждаемом начальником ОВД. Должностной регламент составляется после назначения должностного лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания ОВД и является организационной формой делегирования ему уголовно-процессуальных полномочий начальником органа дознания.

Вторая форма поручения состоит в делегировании (п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ) начальником органа дознания ОВД полномочий по проверке сообщения о преступлении подчиненному ему должностному лицу ОВД через резолюцию, форма которой также не предусмотрена законом. «Резолюцию начальника органа дознания следует рассматривать как своеобразную доверенность на производство процессуальной деятельности тем должностным лицом, которому она адресована».

Список литературы

1. Есина А.С. Уголовно-процессуальная деятельность в органах внутренних дел : учебно-методическое пособие / А.С. Есина, Е.Н. Арестова. Москва : Щит-М, 2005. 183 с.
2. Калюжный А.Н. Структура плана расследования преступлений: содержание подходов и современное состояние / А.Н. Калюжный // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2013. № 2 (14). С. 137–140.
3. Курьянова Ю.Ю. К вопросу о понятии планирования расследования преступлений / Ю.Ю. Курьянова // Сибирский юридический вестник. 2010. № 1. С. 67–71.

Остальные статьи