Проблемы административно-правового регулирования требований к защите информации в сфере биобанкирования
Аннотация
В статье делается вывод о том, что комплексный характер хранимой в биобанке информации, а равно разделение механизмов охраны сведений о частной жизни лица в зависимости от типа таких сведений приводят к необходимости разработки единых требований к защите такой информации. Соединение воедино в конкретной базе данных персональной информации, генетических данных, сведений, составляющих врачебную тайну, а равно иной информации приводит нас к выявленной потребности в установлении единых подходов к защите такой информации. В качестве результата автор доказывает, что административное законодательство в части установления обязательных требований к обращению информации в сфере биобанкирования требует коррективов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 49-52 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-49-52 |
Реализация планов по переходу к персонализированной и предиктивной медицине, объявленных приоритетными в развитии российского здравоохранения, привела к взрывному развитию биобанкинга — деятельности по сбору и постоянному хранению биологических образцов человека и информации о них в диагностических, терапевтических или научных целях. Двойственная природа хранимого биологического образца приводит нас к необходимости анализа обязательных требований к обращению информации в биобанке. Актуальность проблематики настоящей работы обусловлена отсутствием действующих норм права в отмеченной сфере, несогласованностью позиций научных сообществ (в первую очередь медицинского и юридического), а равно комплексным характером данных, собираемых в биобанках.
В современных условиях повсеместной цифровизации, в том числе в научной сфере, все чаще исследователи сталкиваются с необходимостью получения информации об объекте изучения. Таким образом, повышается значимость данных о хранимом в образце (полученных из него и связанных с ним), что отражает генеральную тенденцию в снижении значимости носителя информации. Такие данные можно разделить на два уровня: базовый и метауровень. Первый отражает традиционное понимание данных о биологическом образце, т.е. полученных из самого носителя информации. Метауровень, который может быть описан как совокупность информации, связанной с биологическим образцом, может быть разделен на несколько групп (к примеру, сведения о доноре, информация о получении, хранении и транспортировке образца). Заметим, что научный интерес обращен к совокупности обоих уровней для полноты сведений.
Полагаем, что центром тяжести при проведении административно-правового регулирования деятельности биобанка станет вопрос об охране сведений о частной жизни лица (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). Для целей проведения такого регулирования необходимо указать на классификацию обозреваемых данных по типу сведений, подлежащих охране: персональные данные; сведения, составляющие врачебную тайну; генетическая информация и данные; а также иные сведения, отражающие частную жизнь лица.
В отношении первого типа сведений (персональные данные) действует механизм защиты, закрепленный Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных). Отмеченный закон отличается «зонтичным» характером, т.е. способностью покрыть любые вновь возникшие виды деятельности в случае оборота в такой деятельности сведений, удовлетворяющих признакам персональных данных. Указанное означает, что оператор биобанка будет подпадать под критерии оператора персональных данных в случае сбора отдельных сведений о доноре (к примеру, ФИО, место жительства, национальность).
Второй тип данных (сведения, составляющие врачебную тайну) покрывается механизмом защиты, закрепленным в ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».