К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
Аннотация
В статье поднимается актуальный в современных условиях вопрос о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности. Административное принуждение является специфическим методом государственного управления, применяемым полицией для поддержания правопорядка. Его особенности заключаются в оперативности, преимущественно внесудебном порядке, профилактической направленности и универсальности. Проведенный анализ свидетельствует, что меры принуждения, применяемые полицией, в целом соответствуют текущим угрозам, но требуют постоянной адаптации к новым вызовам. Ключевая проблема заключается не в недостатке жесткости, а в необходимости более гибкого, легитимного и технологичного подхода. Важными направлениями развития являются совершенствование законодательства, повышение профессионализма сотрудников и укрепление взаимодействия с обществом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2025 |
Страницы | 40-44 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-8-40-44 |
За всю историю социального управления человечество не выработало никаких иных универсальных, всеобщих способов организующего воздействия на общественные отношения, кроме как убеждения, побуждения к позитивному поведению (стимулирования) и принуждения.
Отдавая должное важности и приоритетности убеждения и привлекательности стимулирования в качестве методов государственного управления, все же следует признать, что достаточно часто в качестве наиболее эффективного инструмента государства, и прежде всего его правоохранительных органов, рассматривается принуждение. Это вытекает из самой природы правоохранительной деятельности, основной задачей которой является охрана и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Предупредить, пресечь такие посягательства, привлечь лиц, их совершающих, к ответственности, обеспечить исполнение соответствующего наказания, восстановить нарушенные права без применения мер государственного принуждения в большинстве случаев не представляется возможным.
Принуждение является необходимым элементом государственного управления, с помощью которого институты государства, реализуют свои функции, обеспечивают выраженную в законе волю государства. По своему содержанию государственное принуждение является внешним воздействием психического, физического и материального характера на сознание, волю и поведение подвластных субъектов. Современное понимание государственного принуждение в юридической и политической науке основывается на идее легитимного применения силы государством для обеспечения правопорядка, защиты прав граждан и реализации публичных интересов. Форма, вид и процедура государственного принуждения всегда регламентированы законодательным актом. В большинстве работ, затрагивающих вопросы принуждения в демократическом правовом государстве, отмечается, что основными принципами применения принудительных мер выступают: законность, справедливость, соразмерность (пропорциональность), гуманизм, судебный и общественный контроль.
Все эти характеристики принуждения присущи одной из форм государственного принуждения - административному принуждению, который в научной и учебной литературе принято считать специфическим методом управленческой деятельности, особым видом государственного принуждения.
Эта «специфичность» и «особенность» административного принуждения наиболее ярко раскрывается в деятельности полиции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.