Дата публикации: 04.09.2025

Реформа нотариата в России: состояние и перспективы

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы теории и практики, связанные с реформированием системы нотариата в России. Определено, что усиление государственного контроля за деятельностью нотариусов снизит его эффективность и приведет к нивелированию принципа независимости, самофинансирования и самоуправления нотариата. Обозначено, что расширение функционала органов юстиции в вопросах, определяющих организацию деятельности нотариата, может привести к необоснованному лишению прав нотариусов самостоятельно определять основания и условия организации деятельности нотариата, что повлияет на его эффективность как одной из наиболее востребованных форм защиты прав граждан и юридических лиц в условиях бесспорной юрисдикции.




Функционирование общества на современном этапе его развития, обеспечение стабильности гражданского оборота не представляются возможным без эффективно действующего института нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий. Государство, возлагая на нотариат полномочия публично-правового характера, выполняет функции контроля, создает условия для своевременной регистрации сделок с целью придания им юридически требуемой формы. Согласно данным Росстата, свыше 90% населения нашей страны доверяют нотариусам и считают, что их деятельность эффективна. Сформировавшаяся система нотариата в нашей стране доказала свою устойчивость, но несмотря на это появляются инициативы, направленные на ее реформирование, в частности, проект закона Министерства юстиции РФ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее — проект), положения которого вызвали много споров и привлекли внимание не только представителей научного, но и профессионального сообщества нотариусов.

 Системный анализ положений проекта позволяет признать, что он направлен на усиление контроля за деятельностью нотариусов на территории РФ. В целом в проекте сохраняется концепция так называемого небюджетного нотариата, основанного на принципе независимости, самофинансировании, имущественной ответственности нотариусов, что предопределяет поиски таких сбалансированных решений, которые обеспечили бы осуществление государственного контроля при условии сохранения самостоятельности деятельности нотариусов (ст. 6, 9, 13, 17 проекта). Такие важные полномочия, как получение, приостановление, прекращение статуса нотариуса, процедуры, определяющие доступ к профессии нотариуса (проведение квалификационного экзамена, конкурса на замещение должности нотариуса, утверждение состава апелляционной комиссии, оснований и условий привлечения его к ответственности, организации нотариальной деятельности на местах, контроль за их исполнением), возложены на органы юстиции без упоминания самих нотариальных палат (п. 4, 5, 8, 12 ст. 19), что ставит под сомнение не только соблюдение принципа независимости их деятельности, но и принципа самоуправления (ст. 24, 29 Основ).

 Как известно, целью осуществления контроля за деятельностью нотариусов является выполнение ими своих обязанностей в соответствии с требованиями закона с тем, чтобы исключить подмену их деятельности, не допустить нивелирования значимости государственного контроля, который должен быть не только объективным, но и беспристрастным. Иначе отсутствие реальной возможности у представителей нотариального сообщества участвовать в соответствующих процедурах на равных основаниях, принимать непосредственное участие в формировании состава апелляционных комиссий, оспаривать решения в случае несогласия с ними приведет на практике к изменению применяемого многоступенчатого доступа к профессии, связанного с проверкой профессиональных и личных качеств лиц, желающих стать нотариусом, а также негативно отразится на правовом статусе нотариуса, его назначении.

 Дополнительным аргументом в пользу такого вывода является отсутствие в проекте реальных механизмов, обеспечивающих право нотариуса, как и любого гражданина, на обращение в суд, гарантированное Конституцией РФ (ч. 1, 2 ст. 46). Недостаток четких положений, определяющих порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав нотариуса (например, нотариус лишен права оспаривать дисциплинарное взыскание (ст. 103 проекта)), не только дискриминирует его правовое положение, но и не отвечает положениям, определяющим основания для привлечения его к ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной).

Список литературы

1. Германова А.А. Функции института нотариата / А.А. Германова // Нотариус. 2021. № 8. С. 3–6.
2. Корсик К.А. Смешанные договоры в нотариальной деятельности / К.А. Корсик // Нотариальный вестник. 2024. № 3. С. 2–4.
3. Кузнецов Н.А. Системная характеристика функций нотариата: проблемные ситуации нотариальной теории и практики / Н.А. Кузнецов, Д.В. Ястребов // Нотариус. 2022. № 8. С. 3–7.
4. Летова Н.В., Соловяненко Н.И. Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан: цифровой разрыв и юридические способы его преодоления / Н.В. Летова, Н.И. Соловяненко // Закон. 2024. № 12. С. 66–72.
5. Россиев В.В. Нотариат как субъект оказания бесплатной юридической помощи в России: дискуссионные вопросы / В.В. Россиев // Нотариус. 2024. № 3. С. 15–19.
6. Ярков В.В. Исключительная подведомственность нотариусов в судебной практике Верховного Суда РФ / В.В. Ярков // Нотариальный вестник. 2023. № 8. С. 24–31.

Остальные статьи