Об услугах по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (краткий обзор несовершенства правового регулирования)
Аннотация
Существенным недостатком правового регулирования договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ) в электроэнергетике является наличие многочисленных пробелов в законодательстве. В нем четко не определено, что следует признавать услугами по ОДУ и существенными условиями этих договоров, включая их предмет. Не может быть договора без предмета. Однако в случае с договорами оказания услуг по ОДУ — может, и они заключаются. Это приводит к применению к отношениям сторон правил регулирования гражданских договорных отношений, с чем нельзя в полной мере согласиться.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 08/2025 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-8-29-33 |
В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) «услугами по оперативно-диспетчерскому управлению» названы комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ), реализуемых для обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы (ЭЭС). В определении не раскрыто содержание оказываемых системным оператором (СО) услуг по ОДУ и действия заказчиков этих услуг. Следующие действия СО, причисляемые п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике к услугам по ОДУ, не включены в содержание термина «услуги по ОДУ»: обеспечение надежности функционирования электроэнергетики (ЭЭ) в целом и отдельно технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков. Имеются замечания к законодательно установленным целям оказания услуг по ОДУ. Статья 3 данного закона говорит, что ими являются обеспечение надежного функционирования и развития ЭЭС. В противоречие с этим в п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике такими целями декларируется обеспечение надежности функционирования ЭЭ при оказании услуг по ОДУ. Однако ЭЭ является более широким понятием, нежели ЭЭС. Далее, в ст. 3 Закона об электроэнергетике в определении «услуги по ОДУ» не идентифицированы действия по ОДУ, обеспечивающие надежное функционирование и развитие ЭЭС. Пунктом 1 ст. 16 данного закона в то же время установлено, что эти действия по ОДУ осуществляются посредством организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности в целях обеспечения надежности функционирования ЭЭ. Соответственно, услуги по ОДУ оказываются не столько для субъектов ЭЭ (СЭ), заключивших с СО договоры оказания услуг по ОДУ (далее — Договоры по ОДУ), сколько для целей функционирования и развития ЭЭС и/или ЭЭ. Исходя из договорной конструкции оказания услуг по ОДУ, с этим нельзя согласиться.
Услуги по ОДУ оказываются СО согласно заключаемым договорам. Этот термин, как и понятие «система ОДУ», является производным от понятия ОДУ (ст. 3 Закона об электроэнергетике).Указанные понятия по своему содержанию не должны быть синонимами, хотя и содержат общие черты. Пунктом 1 ст. 11 вышеупомянутого закона установлено, что комплекс мер по централизованному планированию иуправлению технологическими режимами (далее — Режим) работы объектов ЭЭ и энергоустановок потребителей в пределах ЕЭС России и изолированных энергосистем и мер по проектированию развития ЭЭС, осуществляемых СО, составляет систему ОДУ. Приоритетной целью системы ОДУ является надежное функционирование и развития ЭЭС, в том числе посредством выполнения требований к параметрам ее режима (п. 2 ст. 11 Закона об электроэнергетике). Приведенные нормы дублируют часть положений понятия «услуги по ОДУ» (ст. 3 Закона об электроэнергетике). Система ОДУ имеет целями своей работы организацию функционирования ее самой и соответствующей ЭЭС, СЭ. В законодательстве смешаны понятия «услуги по ОДУ» и «система ОДУ».