Дата публикации: 14.08.2025

К вопросу о «единой системе публичной власти» в Российской Федерации (Часть II)

Аннотация

В части II статьи проводится анализ научных подходов к конституционной категории «единая система публичной власти». Рассматриваются различные доктринальные позиции относительно ее структуры, внутренней амбивалентности и противоречий институционализации. Освещаются дискуссии о содержании и пределах понятия, его нормативной неопределенности и значении после реформы 2020 г. Анализируются принципы субсидиарности и координации как основы взаимодействия уровней публичной власти.




Конституционный концепт «единой системы публичной власти» (п. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации, далее — Конституция РФ) подчеркивает необходимость не просто формальной интеграции уровней управления, а построения иерархически и функционально сбалансированной модели взаимодействия между федеральной, региональной и муниципальной властью. В его основе — создание единого правового, организационного и управленческого пространства, исключающего институциональные разрывы, дублирование функций и обеспечивающего согласованность действий при реализации социальных функций и национальных целей. Этот подход требует не только вертикального сопряжения власти, но и устойчивого межуровневого и внутриуровневого сотрудничества, основанного на координации, стратегическом партнерстве и взаимном доверии в рамках политико-правовой системы, способной эффективно реагировать на вызовы и угрозы.

В пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ определяется единая система публичной власти как структурно взаимосвязанная совокупность субъектов, обеспечивающая консолидацию ресурсов, согласование решений и синхронизацию социально-политического и экономического развития общества. Такая системная модель строится на началах государственной власти, основанной на вертикали суверенных полномочий, и муниципальной — на принципах местного самоуправления и относительной ее автономии в рамках логики субсидиарности, координации и распределенной ответственности.

Сближение местного самоуправления и государственной власти затруднено как действующими юридическими рамками, так и методологическими проблемами — прежде всего отсутствием единой понятийной базы и нормативно закрепленной модели распределения полномочий. Это осложняет теоретическое понимание сущности и структуры единой системы публичной власти.

Эффективная модель публичной власти должна опираться на четкое разграничение полномочий и координацию ресурсов между уровнями власти в соответствии с принципом субсидиарности, предполагающим выполнение функций на максимально приближенном к гражданину уровне при условии его эффективности. В условиях федерализма субсидиарность способствует преодолению централизации, укреплению автономии регионов и муниципалитетов, формированию согласованной вертикали и горизонтали управления. Она обеспечивает учет локальных интересов, расширяет гражданское участие и укрепляет доверие к власти. Принцип субсидиарности тесно связан со стратегическим планированием, межуровневой координацией и цифровой трансформацией, выступая не только как правовая конструкция, но и как идеологическая основа устойчивого общественного развития. В результате в России складывается конституционная модель публичной власти, в которой федеративные и муниципальные начала не противопоставляются друг другу, а подчиняются логике стратегической координации, взаимной ответственности и подотчетности перед гражданами. Она основывается на распределении полномочий и ресурсов в соответствии с принципом субсидиарности и развитии взаимосвязей между субъектами публичной власти, а также обеспечении институциональной целостности при сохранении многоуровневого характера управления. При этом следует подчеркнуть наличие неопределенности в правовом статусе ряда институциональных структур, которые исследователи рассматривают как элементы системы публичной власти, — таких как «территориальные публичные коллективы», «формы публичной власти в рамках корпоративных или профессиональных сообществ», «коллективные субъекты», а также «иных публичных властных субъектов, наделенными законодательством правом реализации отдельных публичных полномочий». В отношении этих образований степень и формы государственного управления различны, что остается предметом научной дискуссии. В науке и практике отсутствует единый подход к определению состава субъектов публичной власти, хотя включение в нее органов государственной власти и местного самоуправления не вызывает сомнений. 

Список литературы

1. Болдырев В.А. Юридические лица — несобственники в системе субъектов гражданского права : монография / В.А. Болдырев ; под редакцией В.А. Сысоева. Омск : Омская академия МВД России, 2010. 339 с.
2. Болдырев О.Ю. Инструментарий стратегического управления социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты / О.Ю. Болдырев // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 47–52.
3. Гриценко Е.В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) / Е.В. Гриценко // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50–57.
4. Джангирян Ж.Д. Роль легитимной власти в создании правового государства / Ж.Д. Джангирян // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 12–18.
5. Ежукова О.А. Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений / О.А. Ежукова // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 46–54.
6. Зайцева Ю.А. Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса : монография / Ю.А. Зайцева. Москва : Юстицинформ, 2024. 224 с.
7. Ирхин И.В. Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект) / И.В. Ирхин // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11. С. 160–171.
8. Ким Ю.В. Конституционные и квазиконституционные феномены в структуре российской государственности: к вопросу об особенностях российского конституционализма / Ю.В. Ким // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 12. С. 2–16.
9. Кокурина О.Ю. Суверенная государственность: интегральная модель в контексте системно-органического подхода / О.Ю. Кокурина // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 12. С. 26–31.
10. Нагайцев В.В. Влияние институтов гражданского общества на фискальную политику государства / В.В. Нагайцев, Е.В. Пустовалова, М.С. Савченко [и др.] // Административное и муниципальное право. 2024. № 3. С. 1–18.
11. Полянский В.В. Методы и принципы гармонизации публичной власти / В.В. Полянский // Lex Russica (Русский закон). 2015. Т. 107. № 10. С. 32–45.
12. Россинский Б.В. Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2025. № 1. С. 3–7.
13. Россинский Б.В. Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 3–9.
14. Упоров И.В. Публичная власть: толкование и понятие (государственно-правовой аспект) / И.В. Упоров, Н.А. Шеуджен, А.К. Татлок // Право и практика. 2021. № 2. С. 5–10.
15. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. Москва : Норма : Инфра-М, 2011. 336 с.

Остальные статьи