Основные направления развития криминалистической тактики
Аннотация
В статье анализируется процесс становления и развития криминалистической тактики. Определены задачи, стоящие перед современными исследователями, а именно — совершенствование структуры следственных действий, создание криминалистических рекомендаций, направленных на оптимизацию судебных действий. Отмечена необходимость разработки тактики дистанционного проведения следственных и судебных действий, а также разработки новых видов следственных действий, в том числе с использованием высоких технологий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 03/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2025-3-23-26 |
Идущие на различных уровнях споры о том, что появилось раньше: право или государство, — очень напоминают споры о происхождении курицы и яйца. И хотя современные ученые считают, что вначале появилось яйцо, с первым вопросом такой точности нет. Однако можно с уверенностью утверждать, что первое преступление было совершено после введения правовых запретов на определенные действия. Пренебрегающие запретами подвергались различного рода лишениям и вовсе не стремились к тому, чтобы их опознали и наказали. Выявление преступников ложилось на плечи либо самих потерпевших, либо на судебных писарей и других должностных лиц, которые не обладали в достаточном объеме знаниями, необходимыми для профессионального расследования преступлений. Примерно до IX–XI вв. зародившееся право находилось на первом этапе своего развития, получившем название архаичного, когда отсутствовало разделение на отдельные отрасли и, конечно же, отсутствовала криминалистика как система научных знаний о расследовании преступлений. Она только зарождалась, ее первым проростком стала криминалистическая тактика.
В дошедших до нас исторических правовых памятниках различных стран, в таких как, например, законы Древней Индии, названные именем мифического прародителя людей Ману (Манавадхармашастра), законник Хамурапи (правил Вавилоном в XVIII в. до н.э.), древнеримские 12 таблиц (451–450 гг. до н.э.), можно найти отдельные тактические рекомендации по проведению следственных действий (чаще всего допросов и очных ставок), приемы по выявлению лжи. В уголовном кодексе правителя Китая Чжоу Мувану (X в. до н.э.) также содержатся рекомендации по допросу свидетелей и обвиняемых с применением пыток. В «Книге законов» (Фацзин), разработанной в царстве Вэй Ли Куем (424–387 гг. до н.э.), сформулирован перечень вопросов, которые необходимо было задать в процессе допроса родным обвиняемых. Во II в. до н.э. в Древнем Риме судопроизводство происходило на основе заранее подготовленных инструкций, в которых имелись рекомендации по проведению, кроме допросов и очных ставок, еще и осмотров вещественных доказательств, а также мест происшествия.
На втором, сословном этапе развития права (XI–XVIII вв.) становление криминалистической тактики было связано с процессуальной регламентацией следственных действий, опять-таки, в основном допросов, осмотров, очных ставок, и тактическими рекомендациями, опирающимися на практический опыт без использования данных других наук, которых, впрочем, в большинстве своем на тот момент еще не существовало.
Возникновение науки криминалистики приходится на третий, государственный этап развития права (ХIХ в. — конец ХХ в.). К этому времени накопился достаточный эмпирический материал у правоохранительных органов, а лавинообразное развитие науки и техники подтолкнуло исследователей к выработке научного подхода к выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Представляется, что этап зарождения криминалистической тактики завершился публикацией Людвигом фон Ягеманном «Руководства по судебному расследованию» (1838–1841 гг.), первый том которого был посвящен теории уголовного следствия, а во втором, опираясь на 344 примера из следственной практики, автор сформулировал практические рекомендации по производству следственных действий.