Актуальные проблемы построения системы внешнего финансового контроля на муниципальном уровне
Аннотация
Работа посвящена изучению правовых основ и сложившейся практики осуществления внешнего финансового контроля на муниципальном уровне. Значительные объемы нарушений, выявляемые при исполнении местных бюджетов, требуют организации эффективного финансового контроля. Установлено, что на законодательном уровне предусмотрено создание муниципальных контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских округов с правами юридического лица. При этом кадровое и материальное обеспечение созданных муниципальных контрольно-счетных органов позволяет говорить об их достаточно условной организационной, функциональной и финансовой независимости. Все большее количество представительных органов муниципальных образований в последние годы пользуются правом заключить соглашение с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-3-23-26 |
Местные финансы — одна из болевых точек бюджетной системы Российской Федерации. Меры, направленные на увеличение доходной части местных бюджетов, должны сопровождаться организацией эффективного финансового контроля в муниципальных образованиях. Это остается актуальной задачей для органов публичной власти, так как именно на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения ежедневной жизнедеятельности граждан: жилищно-коммунального обслуживания, дорожного строительства, транспортного обслуживания, благоустройства территорий, создания комфортной среды проживания, оказания услуг учреждениями культуры и т.д.
Являясь одним из уровней публичного финансового контроля, муниципальный финансовый контроль сталкивается во многом с теми же пробелами правового регулирования и регулярно возникающими вопросами практической реализации предусмотренных полномочий, что и государственный финансовый контроль. А с учетом того, что система государственного финансового контроля в настоящее время по- прежнему несовершенна, системные недостатки, присущие единому правовому пространству, усиливаются свойственными только местному уровню власти проблемами.
Как полагают отдельные исследователи, чем ниже уровень бюджетной системы, тем традиционно меньше порядка отмечается контрольными органами в вопросах использования бюджетных средств. Это мнение действительно находит подтверждение в итогах контрольной деятельности. Так, результаты проводимых ежегодно Контрольно-счетной палатой Курской области проверок в муниципальных образованиях региона свидетельствуют о значительных объемах финансовых нарушений. Из выявленных в 2024 г. в ходе осуществления внешнего финансового контроля нарушений на общую сумму 2 406,4 млн руб. 40,5%, или 974,5 млн руб., установлены при проверке соблюдения бюджетного законодательства муниципальными образованиями области. С учетом того, что доля бюджетов муниципальных образований в консолидированном бюджете региона составляет всего 11,2%, можно сделать вывод о повышенной концентрации бюджетных нарушений именно на уровне муниципалитетов. Контрольные мероприятия демонстрируют наличие системных проблем в части администрирования доходов местных бюджетов, подготовки муниципальных программ, формирования и исполнения муниципальных заданий бюджетных учреждений, предоставления субсидий юридическим лицам, осуществления муниципальных закупок.
Принятие Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», придавшее стимул дальнейшему развитию института внешнего муниципального финансового контроля в нашей стране, одновременно заложило риски, которые проявили себя на протяжении прошедших четырех лет реализации закона.
Отказ от диспозитивности создания муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО) с правами юридического лица в соответствии с новым законом не только не устранил препятствия, с которыми сталкивались ревизоры муниципальных образований при реализации возложенных на них полномочий, а увеличил их количество.