Дата публикации: 04.09.2025

Феномен интеграционного правового режима при принятии в состав Российской Федерации новых субъектов: конституционно-правовые аспекты

Аннотация

Автором анализируется понятие переходного периода и вводится более широкое понятие интеграционного правового режима в контексте принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, а также рассматриваются особенности такого режима: сочетание координации и федерального вмешательства; особое распределение публичных финансов; особенности регулирования отдельных правоотношений. Автор приходит к выводу, что Конституция РФ в интеграционном правовом режиме обладает прямым действием и верховенством, несмотря на возможность введения особенностей правового регулирования. Также в статье приведены примеры возникновения конституционных конфликтов в ходе реализации интеграционного правового режима.




С принятием в состав Российской Федераций новых территорий конституционное право столкнулось с явлением переходного периода, устанавливаемого для целей интеграции новых регионов в единое правовое пространство Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 6) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. При этом указанным Законом установлены отдельные, более длительные сроки для переходного регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Например, до 1 января 2019 г. особенности регулирования лесных отношений установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (ч. 1 ст. 12.1 Закона № 6).

В отношении новых субъектов, принятых в состав Российской Федерации в 2022 г., также установлен переходный период и дополнительные периоды для регулирования отдельных правоотношений.

Представляется очевидной цель установления такого переходного периода: новым территориям нужно время на интеграцию, которая не может пройти одномоментно. При этом особо сложным видится процесс интеграции в российскую правовую систему, особенно в условиях инфляции законов на федеральном уровне и сложной модели распределения компетенции внутри Федерации.

Переходный период является определенным временным отрезком, в течение которого правоотношения регулируются с особенностями, отличными от общефедеральных правил и подходов, с учетом фактической обстановки на новых территориях, их специфики, со значительным применением как различных механизмов координации между федеральными и региональными органами публичной власти, так и прямого федерального управления. Выдвинем гипотезу, что такая ограниченная временем совокупность управленческих мероприятий и специальных норм, имеющая целью интеграцию новых территорий в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, может представлять собой интеграционный правовой режим.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права : курс. В 2 томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1981. 359 с.
2. Барзилова И.С. Понятие и юридическая природа правовых режимов / И.С. Барзилова // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 10–14.
3. Беляева Г.С. Правовой режим: понятие и признаки / Г.С. Беляева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 25. №. 1. С. 281–293.
4. Захарцев С.И. Основные подходы к пониманию правовых режимов в контексте теории права (на примере правового режима контртеррористической операции) / С.И. Захарцев, В.В. Луценко // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 12. С. 21–28.
5. Третьяк И.А. Предупреждение и разрешение конституционно-правовых конфликтов: понятие и способы / И.А. Третьяк // Правоприменение. 2019. Т. 3. № 4. С. 30–41. DOI: 10.24147/2542-1514.2019.3(4).30-41
6. Утяшов Э.К. Принципы права и правовые режимы на примере правового режима военного положения / Э.К. Утяшов // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 4. С. 38–50.

Остальные статьи