Феномен интеграционного правового режима при принятии в состав Российской Федерации новых субъектов: конституционно-правовые аспекты
Аннотация
Автором анализируется понятие переходного периода и вводится более широкое понятие интеграционного правового режима в контексте принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, а также рассматриваются особенности такого режима: сочетание координации и федерального вмешательства; особое распределение публичных финансов; особенности регулирования отдельных правоотношений. Автор приходит к выводу, что Конституция РФ в интеграционном правовом режиме обладает прямым действием и верховенством, несмотря на возможность введения особенностей правового регулирования. Также в статье приведены примеры возникновения конституционных конфликтов в ходе реализации интеграционного правового режима.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2025 |
Страницы | 19-22 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-3-19-22 |
С принятием в состав Российской Федераций новых территорий конституционное право столкнулось с явлением переходного периода, устанавливаемого для целей интеграции новых регионов в единое правовое пространство Российской Федерации.
Например, в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 6) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. При этом указанным Законом установлены отдельные, более длительные сроки для переходного регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Например, до 1 января 2019 г. особенности регулирования лесных отношений установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (ч. 1 ст. 12.1 Закона № 6).
В отношении новых субъектов, принятых в состав Российской Федерации в 2022 г., также установлен переходный период и дополнительные периоды для регулирования отдельных правоотношений.
Представляется очевидной цель установления такого переходного периода: новым территориям нужно время на интеграцию, которая не может пройти одномоментно. При этом особо сложным видится процесс интеграции в российскую правовую систему, особенно в условиях инфляции законов на федеральном уровне и сложной модели распределения компетенции внутри Федерации.
Переходный период является определенным временным отрезком, в течение которого правоотношения регулируются с особенностями, отличными от общефедеральных правил и подходов, с учетом фактической обстановки на новых территориях, их специфики, со значительным применением как различных механизмов координации между федеральными и региональными органами публичной власти, так и прямого федерального управления. Выдвинем гипотезу, что такая ограниченная временем совокупность управленческих мероприятий и специальных норм, имеющая целью интеграцию новых территорий в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, может представлять собой интеграционный правовой режим.