К вопросу о правопреемстве в условиях муниципальной реформы
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правопреемства муниципальных образований в части действия муниципальных правовых актов, принятия первого бюджета муниципального образования, определения статуса муниципальных предприятий и учреждений и иных аспектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2025 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-3-15-18 |
Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Закон № 33-ФЗ) стал итогом многолетней работы по формированию внутренне непротиворечивой системы публичной власти, выстроенной на фундаменте совместного функционирования всех ее уровней: федерального, регионального и муниципального. Сохранение в этой системе двухуровневости при первоначальном намерении перехода исключительно к одноуровневой модели и упразднении поселенческого уровня стало компромиссом, обеспечившим возможность проведения муниципальной реформы без существенного противодействия со стороны тех регионов, где двухуровневая модель подтвердила свою эффективность и целесообразность. Однако интенция законодателя сподвигнуть к одноуровневости для «гармонизации муниципально-территориального и пространственного развития» прочитывается как в самой формулировке названия ст. 89 Закона № 33-ФЗ «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления», что подразумевает наличие наряду с особенным и общего, завуалированно рекомендуемого порядка организации местного самоуправления на началах одноуровневости, так и с некоторыми сложностями организационного характера, которые необходимо будет оперативно преодолеть субъектам Российской Федерации, желающим сохранить у себя двухуровневую модель.
Процессы укрупнения муниципальных образований имеют во многом объективную природу, подпитываются стремлением к аккумуляции ресурсов и минимизации издержек и идут независимо от воли законодателя. Тенденция к консолидации муниципальных образований прослеживалась в России и до начала работы над новым законодательством о местном самоуправлении. Доля муниципальных образований поселенческого уровня устойчиво и постепенно снижается, а доля муниципальных и городских округов устойчиво возрастает на протяжении последних десяти лет.
К началу 2025 г. большая часть населения страны проживала в муниципальных образованиях с одним уровнем управления. На одноуровневую модель полностью перешли 22 субъекта Российской Федерации. Еще в 40 субъектах Российской Федерации есть опыт организации муниципальных округов, что свидетельствует об их готовности к переходу на одноуровневую модель и наличии механизмов внедрения таких решений.
Однако несмотря на довольно богатый опыт организации муниципальных округов остается ряд нерешенных или решаемых казуально вопросов, связанных с переходом на окружной уровень организации местного самоуправления. И один из них связан с порядком действия муниципальных правовых актов поселений после объединения муниципальных образований поселенческого уровня в муниципальный или городской округ.
Часть 13 ст. 13 Закона № 33-ФЗ устанавливает правопреемство органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией в отношении органов местного самоуправления упраздняемых поселений, однако в ранее действовавшем законодательстве для определения круга полномочий органов местного самоуправления использовалась формулировка «вопросы местного значения», а не «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». Вероятно, судебная практика еще внесет свои коррективы в разъяснение порядка применения данной статьи, поскольку сейчас усматриваются некое противоречие и возможность «играть» на различии формулировок при «невыгодности» правопреемства, несмотря на то что ч. 1 ст. 1 Закона № 33-ФЗ, казалось бы, устанавливает синонимичность вышеуказанных понятий.