Дата публикации: 04.09.2025

«Часики тикают»: с 2027 года муниципалитеты утратят полномочия по стратпланированию

Аннотация

В статье рассмотрены примеры саморазвития отдельных муниципальных образований, в том числе в условиях перераспределения градостроительных и земельных полномочий на уровень регионов, что актуально в связи с вступлением в силу нового закона о местном самоуправлении. Определено, что основу для саморазвития муниципальных образований создает стратегическое планирование за счет формирования образа желаемого будущего. Предыдущий закон наделял муниципальные образования полномочиями в сфере стратегического планирования, но новый закон указанные полномочия из состава муниципальных исключает. Для многих муниципалитетов это правовое решение закрывает возможности к саморазвитию, что требует дополнительного регулирования на федеральном уровне.




К муниципальной реформе готовились, готовились, да так и не подготовились. С конца 2021 г. только и разговоров было о повсеместной отмене двухуровневой организации местного самоуправления. Однако некоторые регионы выступили против, и им разрешили сохранить поселения и районы — в виде уникальной местной специфики. Правда, времени на перенос федеральных норм об организации двухуровневого местного самоуправления в региональное законодательство почти не оставили, но кто очень сильно захочет, тот успеет до 1 января 2027 г., когда Федеральный закон № 33-ФЗ от 20 марта 2025 г. «О общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вступит в полную силу (далее — Закон № 33-ФЗ). «Часики тикают» с 19 июня 2025 г.

Суть нового этапа госстроительства заключается не в изменении количества уровней местного самоуправления. В большей степени новый закон повлиял и еще повлияет на систему разграничения компетенций между уровнями власти. Закон № 33-ФЗ не просто усилил тренд на регионализацию правового регулирования местного самоуправления — он придал этому тренду легитимный статус. До 1 января 2027 г. в каждом регионе в обязательном порядке необходимо принять свои нормы для реализации ст. 32 Закона № 33-ФЗ, обратив особое внимание на регулирование вопросов, перечисленных во второй и третьей частях нового закона.

Решительный шаг в сторону регионализации правового регулирования местного самоуправления федеральный законодатель сделал более 10 лет назад. В 2014 г. в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) появились нормы о перераспределении полномочий от органов местного самоуправления на региональный уровень. И многие регионы этими нормами воспользовались.

В 2020 г. муниципальные полномочия в области градостроительной деятельности и землепользования были перераспределены на региональный уровень в 30 субъектах РФ, и этот опыт оказался достаточно привлекательным. К концу 2023 г. соответствующие законы действовали уже в 44 субъектах РФ.

Так, в законе Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ на региональное исполнение было переведено 21 сутевое для управления развитием муниципальной территории полномочие. Среди них — подготовка и корректировка генеральных планов и правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков), подготовка и принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Кроме того, на региональный уровень ушли полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод капитальных объектов в эксплуатацию в случаях их строительства или капитального ремонта, принятию решений о развитии застроенных территорий в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, и др. Правила благоустройства также переводились в региональную компетенцию. При этом за муниципалитетами оставались предусмотренные ст. 28, 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ полномочия по организации и проведению публичных слушаний и общественных обсуждений в случае принятия и изменения указанных выше документов и решений.

Список литературы

1. Глазычев В.Л. Политическая экономия города / В.Л. Глазычев. Москва : Дело, 2010. 192 с.
2. Кискин Е.В. Новый закон о местном самоуправлении в России: тактика или стратегия (опыт факторного анализа) / Е.В. Кискин // Федерализм. 2025. Т. 30. № 1 (117). С. 32–51. DOI: 10.21686/2073-1051-2025-1-32-51
3. Шугрина Е.С. Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения в материалах правоприменительной практики / Е.С. Шугрина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8. № 2. С. 1
4. Юнусов Д.Р. Муниципалитет 2.0 / Д.Р. Юнусов. Рыбинск : Цитата Плюс, 2020. 206 с.

Остальные статьи