Дата публикации: 04.09.2025

Финансово-имущественные аспекты перераспределения полномочий органов местного самоуправления между региональным и муниципальным уровнями

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к перераспределению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности между регионами и муниципалитетами на основе финансовых оценок расходов и доходов местных бюджетов, а также особенностей имущественных отношений при перераспределении полномочий. Даны оценки расходов местных бюджетов на выполнение трех групп полномочий органов местного самоуправления в сопоставлении с доходами местных бюджетов. Сформулированы предложения по организации оценки возможностей перераспределения полномочий в регионе.




Одной из важных новаций Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) является предусмотренное ст. 32 разделение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на три группы:

— к первой относятся полномочия органов местного самоуправления, не подлежащие перераспределению, т.е. реализуемые лишь органами местного самоуправления;

— ко второй группе — полномочия органов местного самоуправления, которые могут быть перераспределены для осуществления субъектами РФ;

— к третьей — полномочия органов местного самоуправления, которые могут быть перераспределены для осуществления органам местного самоуправления (а без такого перераспределения подлежат осуществлению органами государственной власти субъектов РФ).

В связи с тем, что решения о перераспределении полномочий второй и третьей групп должны приниматься законами субъектов РФ, возникают вопросы о том, требуется ли принятие подобных решений и какое распределение полномочий между регионами и муниципалитетами станет оптимальным для региона.


Остальные статьи