Определение компетенции органов местного самоуправления как региональная правотворческая стратегия
Аннотация
Работа посвящена исследованию новой модели регулирования компетенции местного самоуправления, использованной в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Автор проанализировал законы субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий и сделал вывод о преимущественно волюнтаристском подходе к такому перераспределению. В целях повышения качества и эффективности регулирования этих вопросов предлагается рассматривать процесс такого регулирования как стратегию — рациональное конструирование желаемого будущего. Автор выдвигает предложения относительно целей, задач и иных элементов возможной стратегии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-3-2-6 |
Настоящая статья продолжает начатое в других наших работах исследование изменения правового регулирования компетенции местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее —Закон № 33-ФЗ).
Как мы уже писали, названный закон существенным образом изменил подход к нормативному описанию компетенции муниципалитетов. Основные новеллы можно свести к следующим положениям:
1) отказ от законодательного закрепления предметов ведения (сфер деятельности) муниципальных образований — вопросов местного значения (в терминологии Закона № 33-ФЗ — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения) при сохранении указания в Законе на наличие таких сфер, как основы компетенции муниципалитетов;
2) постулирование исчерпывающего (закрытого) характера перечня предусмотренных Законом № 33-ФЗ собственных полномочий органов местного самоуправления (по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения), который не может дополняться, но может конкретизироваться отраслевыми федеральными законами;
3) отсутствие дифференциации перечня полномочий по видам муниципальных образований (с указанием на распределение этого перечня между муниципальными районами и поселениями законом субъекта Российской Федерации при сохранении двухуровневой модели организации местного самоуправления);