Правовая природа объявлений в маркетплейсах
Аннотация
В статье исследуется правовая природа объявлений на маркетплейсах. Установлено, что они являются публичной офертой, хотя могут быть приглашением делать оферты в некоторых случаях. Проанализированы различия в подходах между Россией и зарубежными юрисдикциями. Выявлены проблемы искажения сущности публичной оферты маркетплейсами, соотношения технической ошибки и условий оферты. Обозначен многоаспектный правовой характер объявлений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2025 |
Страницы | 87-99 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-8-87-99 |
С развитием сети Интернет объявления о сделках с имуществом трансформировались из емких текстов с небольшой фотографией, которые размещались в печатных изданиях по типу известной в свое время газеты «Из рук в руки», в уникальные веб-страницы на маркетплейсах. Эта трансформация непосредственно сказывается на правовой специфике объявлений и позволяет взглянуть на объявления под иным ракурсом на фоне современных вызовов недобросовестной деятельности некоторых участников гражданских правоотношений.
Объявление в общем виде представляет собой набор текста, описывающий предмет сделки, и ряд фотографий на отдельной веб-странице, которая может быть размещена в сети Интернет. Эти веб-страницы с объявлениями могут подлежать агрегированию (т.е. собиранию в единое целое) в рамках конкретного сервиса — отсюда следует наименование сайтов агрегаторов объявлений по типу «Циан», «Авито», «Яндекс Аренда». Дополнительно отметим, что единого подхода к наименованию подобных сервисов не имеется и дополнительно встречается термин «маркетплейс», что в конечном счете на практике отождествляет данные понятия. При этом полагаем, что следует различать агрегаторы объявлений и маркетплейсы — одним из критерием разграничения является участие сервиса в качестве посредника, в сделках через которого происходит оплата.
Основная цель объявления — привлечь потенциального контрагента и заключить с ним гражданско-правовой договор. Поскольку маркетплейсы — конкурентная среда, то лица, размещающие объявления, стараются сделать их более привлекательными и создают уникальный текст и фотографии. Таким образом, современные объявления на маркетплейсах, а точнее их отдельные элементы, такие как фотографии — могут представлять творческий продукт.
Для правового анализа следует обратиться к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ). Исходя из норм ст. 437 ГК РФ можно сделать вывод, что объявление, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается как приглашение делать оферты, если не заявлено иное, но при этом если в объявлении содержатся все существенные условия договора и усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, то такое объявление признается как публичная оферта.
В Французском гражданском кодексе оферта (Offre), адресованная конкретному лицу или неопределенной группе лиц, должна содержать все существенные условия договора и выражает готовность оферента быть связанным обязательствами в случае принятия, в противном случае это приглашение к переговорам. В Нидерландах схожий подход, и, таким образом, предложение продавца, направленное неопределенному кругу лиц посредством рекламы, описания товара в каталогах, выставления на прилавке или в сети Интернет, квалифицируется как публичная оферта и имеет такую же обязательственную для продавца силу, как если бы оно было сделано конкретному лицу.