Дата публикации: 21.08.2025

Правовая природа объявлений в маркетплейсах

Аннотация

В статье исследуется правовая природа объявлений на маркетплейсах. Установлено, что они являются публичной офертой, хотя могут быть приглашением делать оферты в некоторых случаях. Проанализированы различия в подходах между Россией и зарубежными юрисдикциями. Выявлены проблемы искажения сущности публичной оферты маркетплейсами, соотношения технической ошибки и условий оферты. Обозначен многоаспектный правовой характер объявлений.




С развитием сети Интернет объявления о сделках с имуществом трансформировались из емких текстов с небольшой фотографией, которые размещались в печатных изданиях по типу известной в свое время газеты «Из рук в руки», в уникальные веб-страницы на маркетплейсах. Эта трансформация непосредственно сказывается на правовой специфике объявлений и позволяет взглянуть на объявления под иным ракурсом на фоне современных вызовов недобросовестной деятельности некоторых участников гражданских правоотношений.

Объявление в общем виде представляет собой набор текста, описывающий предмет сделки, и ряд фотографий на отдельной веб-странице, которая может быть размещена в сети Интернет. Эти веб-страницы с объявлениями могут подлежать агрегированию (т.е. собиранию в единое целое) в рамках конкретного сервиса — отсюда следует наименование сайтов агрегаторов объявлений по типу «Циан», «Авито», «Яндекс Аренда». Дополнительно отметим, что единого подхода к наименованию подобных сервисов не имеется и дополнительно встречается термин «маркетплейс», что в конечном счете на практике отождествляет данные понятия. При этом полагаем, что следует различать агрегаторы объявлений и маркетплейсы — одним из критерием разграничения является участие сервиса в качестве посредника, в сделках через которого происходит оплата.

Основная цель объявления — привлечь потенциального контрагента и заключить с ним гражданско-правовой договор. Поскольку маркетплейсы — конкурентная среда, то лица, размещающие объявления, стараются сделать их более привлекательными и создают уникальный текст и фотографии. Таким образом, современные объявления на маркетплейсах, а точнее их отдельные элементы, такие как фотографии — могут представлять творческий продукт.

Для правового анализа следует обратиться к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ). Исходя из норм ст. 437 ГК РФ можно сделать вывод, что объявление, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается как приглашение делать оферты, если не заявлено иное, но при этом если в объявлении содержатся все существенные условия договора и усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, то такое объявление признается как публичная оферта.

В Французском гражданском кодексе оферта (Offre), адресованная конкретному лицу или неопределенной группе лиц, должна содержать все существенные условия договора и выражает готовность оферента быть связанным обязательствами в случае принятия, в противном случае это приглашение к переговорам. В Нидерландах схожий подход, и, таким образом, предложение продавца, направленное неопределенному кругу лиц посредством рекламы, описания товара в каталогах, выставления на прилавке или в сети Интернет, квалифицируется как публичная оферта и имеет такую же обязательственную для продавца силу, как если бы оно было сделано конкретному лицу.

Список литературы

1. Аксенов В.А. Правовая природа маркетплейсов / В.А. Аксенов, С.В. Одинцов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия : Гуманитарные и общественные науки. 2024. № 1. С. 5–21. DOI: 10.5922/ sikbfu-2024-1-1.
2. Гусейнов Т.А. Особенности правового регулирования торговли в исламе / Т.А. Гусейнов // Правовой журнал «Президент». 2021. № 1 (5). С. 20–35.
3. Зуев А.В. Шикана как правовая категория в гражданском праве: проблемные вопросы / А.В. Зуев // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2022. № 4 (57). С. 39–43.
4. Jalil, M.A. Adoption of the Principle of Invitation to Treat in Islamic Law of Contracts / M.A. Jalil // International Journal of Computer Science. 2016. Vol. 2. № 2. P. 51–68.
5. Smits, J.M. Contract Law: A Comparative introduction / J.M. Smits. 3rd ed. Edward Elgar Publishing, 2021. 288 p.
6. Suzuki-Klasen, A.K. A comparative study of the formation of contracts in Japanese, English, and German law : PhD dissertation / A.K. Suzuki-Klasen. Hamburg, 2022. 292 p. DOI: 10.5771/9783748911777.

Остальные статьи