Актуальные вопросы строительного саморегулирования
Аннотация
Статья содержит анализ положений законопроекта № 779131-8, которым предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, целью которых является регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства (строительство, проектирование, изыскания), а также усиление ответственности специалистов, включенных в национальные реестры. В результате проведенного исследования предлагается дополнить градостроительное законодательство введением обязательного страхования рисков неисполнения контрактов, заключенных на конкурсной основе, а также страхования ответственности специалистов, включенных в национальные реестры специалистов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2025 |
Страницы | 66-74 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-8-66-74 |
19 марта 2025 г. принят в первом чтении законопроект, цель которого — совершенствование саморегулирования в строительной сфере. Безусловно, все нововведения призваны реализовать главную задачу строительной отрасли — вывод на рынок высококвалифицированных подрядчиков. По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, законопроект будет способствовать прозрачности деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (далее также — СРО), усилению персональной ответственности руководителей, в том числе и национальных объединений. Какие перспективы сулит принятие законопроекта? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути потенциальных нововведений, успешность которых будет во многом зависеть от качественной их реализации.
Итак, основные изменения, способствующие, на мой взгляд, достижению целей повышения качества и усиления ответственности в сфере строительного саморегулирования, включают стандартизацию деятельности СРО посредством введения общих стандартов организации, обязательных для СРО и утверждаемых национальными объединениями. Также вводится обязанность органов стройнадзора и иных государственных организаций уведомлять национальные объединения об основаниях, являющихся причиной подготовки отрицательного заключения по экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В статье 55.5. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) дополняется перечень внутренних документов, которые могут быть разработаны саморегулируемой организацией. Хотя перечень открытый, законодатель счел необходимым поставить акцент на возможности принятия документа, устанавливающего дополнительные требования к членам саморегулируемой организации по контрактам, заключенным посредством конкурентных процедур, вышеуказанные требования зависят от размера аванса по договору.
Во-первых, понятно, что мера в очередной раз призвана защитить права государственных заказчиков и обезопасить контракты от рисков неисполнения посредством дополнительных требований. Сами требования не конкретизируются, и законодатель предоставляет саморегулируемым организациям право генерировать такие требования. В связи с этим возникает вопрос: каким образом будет реализовываться это пожелание законодателя — после заключения контракта либо до его заключения, невзирая на риски неучастия или участия и проигрыша в конкурентной процедуре.
С.В. Афанасьев считает, что эффективной эта мера будет при применении ее на стадии до заключения контракта путем применения нормы ко всем членам СРО, например установив высокие требования, а также предусмотрев возможность снижения этих требований, если работы несложные и авансы контрактом не предусмотрены. В последнем случае непонятно, как будет реализовываться контроль за видами работ и наличием аванса и как будет работать механизм уменьшения требований. На мой взгляд, во-первых, реализация такой процедуры будет проблематичной для органов контроля саморегулируемых организаций. Во-вторых, повышенные требования с большей долей вероятности будут связаны с увеличением взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств или введением иного обеспечительного платежа (так как нововведение призвано защитить неотработанные авансы по контрактам и другие меры будут не очень интересны, кроме страхования), хотя в законопроекте эта часть положений ГрК РФ остается неизменной.