Дата публикации: 21.08.2025

Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок

Аннотация

В статье анализируются правовые аспекты планирования закупок, требования к ним, порядок внесения изменений в планы-графики, а также контроль и надзор за этим процессом. Авторы уделяют внимание мониторингу и аудиту за процессом планирования публичных закупок и приходят к выводу о том, что проведение аналитической деятельности необходимо в целях обеспечения прозрачности и качества закупочных процедур. Главная роль в проведении контроля за публичными закупками должна быть у Министерства финансов РФ и финансовых органов регионов и муниципалитетов. Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов обязаны осуществлять независимый контроль (аудит) материалов, размещенных заказчиками в ЕИС, тем самым обеспечивается контроль за всеми процедурами в сфере публичных закупок.




Реформирование государственного управления экономикой, включая аспекты государственных закупок, приводит к обновлению стратегий и методологий в планировании средне- и долгосрочных экономических инициатив. В центре данных трансформаций — контрактная система, которая обеспечивает последовательность действий в области закупок, начиная с момента выявления потребностей заказчика до этапа подписания контрактов.

На начальной стадии процесса заказчики выполняют систематический анализ потребностей, после чего следует их ранжирование согласно действующим правилам и лимитам. Это действие ведет к созданию экономически обоснованного плана-графика закупок, который, получив одобрение, позволяет переходить к открытым закупочным процедурам и выбору исполнителей контрактов.

Правовые аспекты планирования закупок строго регламентированы законодательством, что предотвращает приобретение товаров, не соответствующих установленным стандартам качества и необходимости. В контексте ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) план-график закупок формируется на срок действия закона о соответствующем бюджете, за счет которого финансируются закупки, на очередной финансовый год и плановый период и подлежит строгой формализации, что предусмотрено постановлением Правительства РФ, устанавливающим порядок его подготовки.

Специфические требования к планированию в сфере гособоронзаказа определяются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Документация для закупок создается в электронном виде с некоторыми исключениями, связанными с федеральными нуждами, требующими сохранения конфиденциальности. Подпись, заверяющая документ, должна быть выполнена с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Важно отметить, что процесс формирования плана-графика закупок интегрирован в более широкий контекст бюджетного планирования и зависит от проектов бюджетных законов и обоснований бюджетных смет, включая расчеты и показатели. Планы-графики закупок составляются в соответствии с временными рамками, установленными федеральным бюджетом, распространяясь на все предстоящие финансовые периоды и учитывая долгосрочные закупки в соответствии с действующим законодательством.

Список литературы

1. Байрашев В. Мониторинг закупок: о чем позабыл Минфин России / В. Байрашев // Прогосзаказ.рф. 2020. № 6. С. 44–48.
2. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе / А.Н. Газетов // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 134–148.
3. Паулов П.А. Государственное регулирование закупочной деятельности / П.А. Паулов, К.В. Силантьева // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 442–446.
4. Паулов П.А. Проблемы осуществления мониторинга, аудита, контроля в сфере государственных закупок / П.А. Паулов, М.С. Михайлова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 6–1. С. 193–195.
5. Петров А.М. Управление государственными закупками: пресечение нарушений и манипуляций поставщиков / А.М. Петров, В.Д. Шитова // Муниципальная академия. 2024. № 2. С. 167–175.
6. Романова Л. Формирование плана-графика закупок государственным заказчиком / Л. Романова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. № 12. С. 51.
7. Салахова Ю.И. Проблемы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации : магистерская диссертация / Ю.И. Салахова. Тольятти, 2020. 95 с.

Остальные статьи