Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
Аннотация
В статье анализируются правовые аспекты планирования закупок, требования к ним, порядок внесения изменений в планы-графики, а также контроль и надзор за этим процессом. Авторы уделяют внимание мониторингу и аудиту за процессом планирования публичных закупок и приходят к выводу о том, что проведение аналитической деятельности необходимо в целях обеспечения прозрачности и качества закупочных процедур. Главная роль в проведении контроля за публичными закупками должна быть у Министерства финансов РФ и финансовых органов регионов и муниципалитетов. Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов обязаны осуществлять независимый контроль (аудит) материалов, размещенных заказчиками в ЕИС, тем самым обеспечивается контроль за всеми процедурами в сфере публичных закупок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2025 |
Страницы | 53-65 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-8-53-65 |
Реформирование государственного управления экономикой, включая аспекты государственных закупок, приводит к обновлению стратегий и методологий в планировании средне- и долгосрочных экономических инициатив. В центре данных трансформаций — контрактная система, которая обеспечивает последовательность действий в области закупок, начиная с момента выявления потребностей заказчика до этапа подписания контрактов.
На начальной стадии процесса заказчики выполняют систематический анализ потребностей, после чего следует их ранжирование согласно действующим правилам и лимитам. Это действие ведет к созданию экономически обоснованного плана-графика закупок, который, получив одобрение, позволяет переходить к открытым закупочным процедурам и выбору исполнителей контрактов.
Правовые аспекты планирования закупок строго регламентированы законодательством, что предотвращает приобретение товаров, не соответствующих установленным стандартам качества и необходимости. В контексте ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) план-график закупок формируется на срок действия закона о соответствующем бюджете, за счет которого финансируются закупки, на очередной финансовый год и плановый период и подлежит строгой формализации, что предусмотрено постановлением Правительства РФ, устанавливающим порядок его подготовки.
Специфические требования к планированию в сфере гособоронзаказа определяются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Документация для закупок создается в электронном виде с некоторыми исключениями, связанными с федеральными нуждами, требующими сохранения конфиденциальности. Подпись, заверяющая документ, должна быть выполнена с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Важно отметить, что процесс формирования плана-графика закупок интегрирован в более широкий контекст бюджетного планирования и зависит от проектов бюджетных законов и обоснований бюджетных смет, включая расчеты и показатели. Планы-графики закупок составляются в соответствии с временными рамками, установленными федеральным бюджетом, распространяясь на все предстоящие финансовые периоды и учитывая долгосрочные закупки в соответствии с действующим законодательством.