Правоспособность предприятия (бизнеса) мобилизованного гражданина
Аннотация
Исследование вопроса правоспособности хозяйствующих субъектов имеет важное значение как для юридической теории, так и для практики, поскольку постоянно меняются характер и сущность складывающихся общественных отношений. В настоящей статье исследуются случаи, когда мобилизованный по призыву на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации гражданин принял решение о передаче своего бизнеса (индивидуального предпринимателя, участие в капитале хозяйственного общества либо выполнение функций единоличного исполнительного органа) доверенному лицу. Основное внимание уделяется вопросу правоспособности, а точнее тем подходам, которые могут быть сформулированы и решены с точки зрения правовой оценки деятельности мобилизованного гражданина на период передачи бизнеса доверенному лицу. Раскрываются правовые последствия передачи бизнеса с точки зрения ответственности доверенного лица по обязательствам, вытекающим из деятельности (бизнеса) мобилизованного гражданина, в том числе в случае его смерти или признания пропавшим без вести в ходе боевых действий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2025 |
Страницы | 31-45 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-8-31-45 |
Одним из новшеств для российской правовой системы стало закрепление в ст. 21.1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 31-ФЗ) порядка передачи бизнеса мобилизованным гражданином. Рассматриваемое правомочие включает в себя право гражданина передать свой бизнес доверенному лицу. При этом под бизнесом в широком смысле понимаются три его формы: собственно индивидуальный предприниматель; участие в юридическом лице в качестве участника либо реализация правомочий учредителя; а также осуществление полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица (далее все три формы — предприятие или бизнес).
Не вдаваясь в детальный анализ юридической доктрины и сформулированных подходов о понятии и содержании правоспособности и правосубъектности, применительно к настоящему исследованию вызывает интерес порядок реализации правоспособности предприятия мобилизованного гражданина. По сути, речь идет об исследовании предпринимательской компетенции на период его мобилизации, что составляет конституционную гарантию права на осуществление предпринимательской деятельности.
В настоящей работе мы не случайно обозначили бизнес мобилизованного гражданина термином «предприятие», что в равной степени можно именовать иными тождественными по смыслу терминами («доходное дело», «хозяйство», «бизнес-актив» и др.), характеризующими собой экономико-правовую конструкцию ведения мобилизованным гражданином предпринимательской (доходной) деятельности. Следует также сделать акцент на том, что в ст. 21.1 Федерального закона № 31-ФЗ законодатель говорит о передаче бизнеса мобилизованного лица не в привязке его к ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в которой предпринимательская деятельность определяется как деятельность зарегистрированного в качестве предпринимателя лица, а о передаче бизнеса как источника постоянного дохода гражданина.
Передача предприятия доверенному лицу включает в себя множество возможных юридических конструкций, среди которых договор (коммерческое представительство, в том числе по договору поручения; доверительное управление имуществом) либо односторонняя сделка (выдача доверенности на управление). Во всех случаях передачи бизнеса нижеприведенные рассуждения тесно касаются правоспособности физического лица — мобилизованного гражданина.
Передача доверенному лицу первой модели предприятия предполагает, что зарегистрированный в качестве предпринимателя мобилизованный гражданин в отношении своего имущества, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, а также существующих и будущих обязательств (договорных, внедоговорных и др.) наделяет доверенное лицо правомочиями по управлению ими и их исполнению соответственно.