Дата публикации: 14.08.2025

К вопросу о понятии недружественных действий иностранных государств: финансово-правовой аспект

Аннотация

В статье обращается внимание на сложный и многокомпонентный характер недружественных действий иностранных государств. Проводится соотношение понятий «санкция» и «меры воздействия» в контексте указанных действий, выделена иерархичность недружественных мер и приводится их авторская классификация.




Понятие «недружественные действия» со стороны иностранных государств имеет нормативное содержание и упоминается в таких нормативных правовых актах, как: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее — Закон № 127-ФЗ), Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 243 «О применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств», Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и проч.

Понятие «санкция» или «экономическая санкция» в международно-экономическом смысле нормативно не применяется, но активно используется в научной литературе.

Понятие «санкция» имеет различное понимание в рамках узкого и широкого подходов.

При узком подходе под санкцией понимают меру воздействия, принятую в контексте стремления международного сообщества к поддержанию международного мира и безопасности. В частности, в международно-правовой доктрине под санкциями понимаются меры воздействия, за исключением военных, примененные государствами, группами государств и (или) международными организациями к государству, нарушившему нормы международного права в соответствии с международными актами в области поддержания международного мира и безопасности, основополагающим среди которых является Устав ООН (UN — United Nations).

Так, несмотря на отсутствие прямого закрепления понятия «санкция» в Уставе ООН, введение санкций осуществляется по решению Совета Безопасности ООН (далее — СБ ООН) в контексте реализации им своих полномочий по главе VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии». Фактически санкции используются ООН, таким образом, для обеспечения выполнения решений СБ ООН, в том числе в целях упреждения возможного нарушения международного мира и безопасности. Иная трактовка того, что представляет собой санкция, позволяла бы свести на нет любые усилия международного сообщества по построению структуры ООН и механизма функционирования, по меньшей мере, ее главных органов.

Список литературы

1. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения : монография / Н.А. Поветкина ; под редакцией И.И. Кучерова. Москва : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 344 с.
2. Энтин К.В. Общие принципы права интеграционных объединений как тайное оружие Суда ЕС и Суда ЕАЭС / К.В. Энтин // Международное правосудие. 2022. № 2. С. 64–83.
3. Щукин А.И. Неисполнимость юрисдикционного соглашения в условиях экономических санкций / А.И. Щукин // Третейский суд. 2022. № 1. С. 18–27.
4. Чокорая М.О. Тенденции судебной практики в условиях внешнеэкономических ограничений / М.О. Чокорая, Ю.Ю. Надежин // Арбитражные споры. 2023. № 4. С. 101–130.
5. Чернов К.В. Освобождение от уплаты косвенных налогов как инструмент снижения негативного эффекта от международных санкций в отношении российского рынка драгоценных металлов / К.В. Чернов // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 6. С. 52–60.
6. Чайка К.Л. Роль общих ценностей Евразийского экономического союза в становлении и развитии права интеграционного объединения / К.Л. Чайка // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 148–157.
7. Хабриева Т.Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого / Т.Я. Хабриева, А.Я. Капустин // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 1. С. 3–9.
8. Томилова И.И. Санкции в международном праве: терминологические и типологические подходы / И.И. Томилова, О.В. Шестакова // Международное публичное и частное право. 2017. № 3. С. 18–22.
9. Старженецкий В.В. Реализация права на защиту в условиях санкционных ограничений / В.В. Старженецкий, А.И. Фоменко // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2024. № 1. С. 74–95.
10. Семякин М.Н. Оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций в Российской Федерации: теоретико-прикладной аспект исследования / М.Н. Семякин // Юрист. 2023. № 8. С. 29–34.
11. Сазонова М. Санкции против России: итоги года / М. Сазонова // ГАРАНТ.РУ. 2022. 21 декабря.
12. Примаков Д.Я. Специальные виды комплаенса: антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов (форензик) / Д.Я. Примаков. Москва : Инфотропик, 2019. 270 с.
13. Поршнева И.И. Анализ экономических санкционных ограничений против Российской Федерации и введенных контрсанкций / И.И. Поршнева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 4-2. С. 262–270.
14. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты : хрестоматия / составители : И.Н. Тимофеев, П.И. Чуприянова, К.В. Троцкая. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : НП РСМД, 2023. 536 с.
15. Абдреев Т.И. Актуальные вопросы правового регулирования публичных закупок в условиях импортозамещения / Т.И. Абдреев // Администратор суда. 2024. № 1. С. 16–18.
16. Омельченко А.Г. Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов / А.Г. Омельченко // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 12. С. 62–71.
17. Максуров А.А. Международное санкционное право и антисанкционное законодательство Российской Федерации : монография / А.А. Максуров. Москва : Юстицинформ, 2024. 488 с.
18. Левин Д.Б. Санкции в международном праве / Д.Б. Левин // Правоведение. 1981. № 1. С. 40–48.
19. Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве : диссертация кандидата юридических наук / К.В. Крицкий. Казань, 2019. 226 с.
20. Кононенко Д.Ф. Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта / Д.Ф. Кононенко // Российский юридический журнал. 2016. № 6. С. 176–180.
21. Ковлер А.И. Защита прав человека stricto sensu судами интеграционных объединений: опыт сравнительного анализа / А.И. Ковлер, Я.И. Лебедева // Международное правосудие. 2022. № 4. С. 36–50.
22. Карцхия А.А. Режим санкций: правовой аспект публичного и частноправового регулирования / А.А. Карцхия // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2 (43). С. 2–10.
23. Калинин А.В. Международные санкции в механизме внешнеторгового регулирования: комментарии к статьям 37 и 40 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / А.В. Калинин // Реформы и право. 2008. № 4. С. 21–26.
24. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве : диссертация доктора юридических наук / Ю.Н. Жданов. Москва, 1999. 258 с.
25. Диков Р.В. Внешняя компетенция ЕС и международные соглашения Союза / Р.В. Диков // Международное право и международные организации. 2023. № 2. С. 1–9.
26. Геворгян К. «Односторонние санкции» и международное право. Заключение Международно-правового совета при МИД России / К. Геворгян // Международная жизнь. 2012. № 8. С. 93–104.
27. Воскобойник И.А. Влияние односторонних санкций на договорные обязательства: основные теоретические подходы / И.А. Воскобойник // Журнал российского права. 2024. № 6. С. 135–147.
28. Артемов Н.М. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах / Н.М. Артемов, А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6. С. 48–62.

Остальные статьи