К вопросу о понятии недружественных действий иностранных государств: финансово-правовой аспект
Аннотация
В статье обращается внимание на сложный и многокомпонентный характер недружественных действий иностранных государств. Проводится соотношение понятий «санкция» и «меры воздействия» в контексте указанных действий, выделена иерархичность недружественных мер и приводится их авторская классификация.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2025 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-8-29-34 |
Понятие «недружественные действия» со стороны иностранных государств имеет нормативное содержание и упоминается в таких нормативных правовых актах, как: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее — Закон № 127-ФЗ), Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 243 «О применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств», Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и проч.
Понятие «санкция» или «экономическая санкция» в международно-экономическом смысле нормативно не применяется, но активно используется в научной литературе.
Понятие «санкция» имеет различное понимание в рамках узкого и широкого подходов.
При узком подходе под санкцией понимают меру воздействия, принятую в контексте стремления международного сообщества к поддержанию международного мира и безопасности. В частности, в международно-правовой доктрине под санкциями понимаются меры воздействия, за исключением военных, примененные государствами, группами государств и (или) международными организациями к государству, нарушившему нормы международного права в соответствии с международными актами в области поддержания международного мира и безопасности, основополагающим среди которых является Устав ООН (UN — United Nations).
Так, несмотря на отсутствие прямого закрепления понятия «санкция» в Уставе ООН, введение санкций осуществляется по решению Совета Безопасности ООН (далее — СБ ООН) в контексте реализации им своих полномочий по главе VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии». Фактически санкции используются ООН, таким образом, для обеспечения выполнения решений СБ ООН, в том числе в целях упреждения возможного нарушения международного мира и безопасности. Иная трактовка того, что представляет собой санкция, позволяла бы свести на нет любые усилия международного сообщества по построению структуры ООН и механизма функционирования, по меньшей мере, ее главных органов.