Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
Аннотация
В статье представлен авторский подход, предусматривающий возможность исследования направлений участия граждан в бюджетном процессе, не ограничиваясь рамками традиционной концепции вовлечения граждан в бюджетный процесс в рамках повышения их финансовой грамотности. На примере участия граждан в осуществлении конституционного судопроизводства в части оспаривания конституционности положений актов бюджетного законодательства Российской Федерации сделан вывод об опосредованном участии граждан в бюджетных правоотношениях, сопровождающемся проявлением высокого уровня финансовой культуры граждан. Полученные в ходе исследования промежуточные результаты также предопределили возможность идентификации граждан как субъектов бюджетного права, если принимать во внимание добровольный характер участия граждан в бюджетном процессе, но в то же время предусматривать взаимные обязанности органов публичной власти по совершению ответных юридически значимых действий в связи с использованием гражданами инструментария конкретных бюджетно-правовых механизмов.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2025 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-8-25-28 |
Вопросы участия граждан в финансовой деятельности государства традиционно принято ассоциировать с правовыми механизмами вовлечения граждан в бюджетный процесс, тем самым подразумевается необходимость совершенствования соответствующих практик, призванных обеспечить наибольший охват числа лиц, задействованных в их реализации.
Так, в настоящее время вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс определено в качестве целевого ориентира направления (подпрограммы) «Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 (в ред. от 17.09.2024).
При этом развитие вышеозначенного инструментария предусматривается в качестве направлений работы профильных государственных структур по повышению финансовой грамотности граждан. Как отмечается в официально опубликованных данных Правительства Российской Федерации, реализация в 77 регионах «практик инициативного бюджетирования и (или) иных практик вовлечения граждан в процессы управления… благодаря которым граждане вовлекаются в процесс формирования, обсуждения, принятия и реализации решений, в том числе в бюджетной сфере» относится к числу результатов, достигнутых в сфере повышения финансовой грамотности совместными действиями Банка России, а также Минфина России и других федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, следует констатировать, что разнообразие форм участия граждан в финансовой деятельности государства во многом соотносится исключительно с понятием финансовой грамотности граждан, имея в виду в первую очередь совершенствование инструментария, позволяющего обеспечить вовлечение граждан в бюджетный процесс. Иными словами, в фокусе внимания в этом контексте традиционно находится та категория граждан, с которой предстоит выстраивать адресную работу для объяснения основ функционирования финансовой системы. При этом, как отмечает С.М. Миронова, «в последнее время “вовлечение населенияˮ выступает как критерий оценки эффективности реализации национальных проектов», на что следует обратить особое внимание, учитывая роль национальных проектов как основополагающих факторов повышения качества жизни граждан.
Вместе с тем следует отметить, что, помимо категории финансовой грамотности, за последнее время в финансово-правовой науке получила новый импульс к исследованию принципиально новая категория — финансово-правовая культура. При этом ранее на доктринальном уровне финансовая грамотность обозначалась как элемент финансовой культуры.