Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы реализации в России принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг. Анализируется история появления таких институтов, как налоговый мониторинг и мотивированное мнение в налоговом законодательстве. Рассматриваются научные подходы к реализации принципа правовой определенности в рамках участия в налоговом мониторинге, а также препятствия реализации данного принципа при оспаривании мотивированного мнения. Проведен анализ допустимости и пределов расширения полномочий налоговых органов в части проведения мероприятий налогового контроля в рамках налогового мониторинга. По итогам анализа данных вопросов представлены предложения и рекомендации по обеспечению баланса интересов государства и налогоплательщиков в данной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-8-21-24 |
Принцип правовой определенности в налоговом праве по-прежнему является актуальной темой для обсуждения и научных исследований. К сожалению, в российском налоговом праве в противовес принципу правовой определенности получили развитие «принципы» неопределенности, нестабильности, противоречивости, которые явились следствием активного правотворчества в рассматриваемой правовой области. Динамичные преобразования закона, а также усложнение правового регулирования в отсутствие результативности девальвировали тем самым число правовых коллизий и налоговых споров.
В сложившейся ситуации особенно актуальным становится исследование вопросов правовой определенности в сфере налогового администрирования, в частности в отношении такой формы налогового контроля, как налоговый мониторинг.
Принцип правовой определенности и налоговый мониторинг
Принцип правовой определенности и его гарантированность имеют особо важное значение в контексте налогового мониторинга. При этом данные гарантии должны распространяться на всех участников налоговых правоотношений.
Изначально институт налогового мониторинга позиционировался в качестве формы налогового контроля, альтернативного выездным и камеральным налоговым проверкам. Налоговый мониторинг был введен в российском законодательстве с 1 января 2015 г. в целях оптимизации налогового контроля. В Пояснительной записке к законопроекту Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к законопроекту) указывалось, что налоговый мониторинг «позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявить пробелы и коллизии в налоговом законодательстве».