Дата публикации: 14.08.2025

Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы реализации в России принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг. Анализируется история появления таких институтов, как налоговый мониторинг и мотивированное мнение в налоговом законодательстве. Рассматриваются научные подходы к реализации принципа правовой определенности в рамках участия в налоговом мониторинге, а также препятствия реализации данного принципа при оспаривании мотивированного мнения. Проведен анализ допустимости и пределов расширения полномочий налоговых органов в части проведения мероприятий налогового контроля в рамках налогового мониторинга. По итогам анализа данных вопросов представлены предложения и рекомендации по обеспечению баланса интересов государства и налогоплательщиков в данной сфере.




Принцип правовой определенности в налоговом праве по-прежнему является актуальной темой для обсуждения и научных исследований. К сожалению, в российском налоговом праве в противовес принципу правовой определенности получили развитие «принципы» неопределенности, нестабильности, противоречивости, которые явились следствием активного правотворчества в рассматриваемой правовой области. Динамичные преобразования закона, а также усложнение правового регулирования в отсутствие результативности девальвировали тем самым число правовых коллизий и налоговых споров.

В сложившейся ситуации особенно актуальным становится исследование вопросов правовой определенности в сфере налогового администрирования, в частности в отношении такой формы налогового контроля, как налоговый мониторинг.

Принцип правовой определенности и налоговый мониторинг

Принцип правовой определенности и его гарантированность имеют особо важное значение в контексте налогового мониторинга. При этом данные гарантии должны распространяться на всех участников налоговых правоотношений.

Изначально институт налогового мониторинга позиционировался в качестве формы налогового контроля, альтернативного выездным и камеральным налоговым проверкам. Налоговый мониторинг был введен в российском законодательстве с 1 января 2015 г. в целях оптимизации налогового контроля. В Пояснительной записке к законопроекту Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к законопроекту) указывалось, что налоговый мониторинг «позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявить пробелы и коллизии в налоговом законодательстве».

Список литературы

1. Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Демин. Москва, 2020. 24 с.
2. Кобзарь-Фролова М.Н. Правовое регулирование и правовая природа налогового контроля: взгляд с позиции административного права / М.Н. Кобзарь-Фролова // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 4. С. 472–479.
3. Коваленко Н.С. Судебное обжалование мотивированных мнений: первые прецеденты / Н.С. Коваленко, Е.М. Леонов // Налоговед. 2024. № 5. С. 10–25.
4. Пономарева К.А. Правовая природа налоговых рулингов в контексте принципа законных ожиданий налогоплательщика / К.А. Пономарева // Налоговед. 2023. № 12. С. 72–81.
5. Пономарева К.А. Тенденции правового регулирования в сфере борьбы с налоговыми злоупотреблениями: применение международного опыта в российской практике / К.А. Пономарева // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 4 (89). С. 54–63.
6. Султанов А.Р. Борьба за право на обжалование судебного решения : учебное пособие / А.Р. Султанов. Москва : Статут, 2014. 527 с.
7. Султанов А.Р. Мотивированное мнение налогового органа — ненормативный акт, который можно обжаловать? / А.Р. Султанов // Журнал административного судопроизводства. 2022. № 4. С. 13–21.

Остальные статьи