Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
Аннотация
Работа посвящена теоретическим и практическим аспектам трансформации деятельности контрольных органов, направленной на достижение результативности и эффективности мероприятий налогового контроля, способствующих обеспечению необходимого уровня поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Устанавливается, что реализация риск-ориентированного подхода налоговыми органами и налогоплательщиками, позволяющего управлять рисками в налоговой сфере, является составной частью правового механизма обеспечения результативности и эффективности деятельности налоговых органов. Результатами проведенного исследования стали сформулированные выводы и предложения, предусматривающие необходимость расширения перечня обязанностей налогоплательщиков, позволяющих снизить объем контрольных мероприятий и, как следствие, сумму административных издержек, что предопределяет результативность и эффективность деятельности налоговых органов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2025 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-8-13-16 |
В рамках трансформации деятельности контрольных (надзорных) органов в налоговой сфере, предусматривающей соблюдение баланса частных и публичных интересов, на первый план выходит обеспечение осуществления законной деятельности всеми участниками налоговых правоотношений, направленной на исполнение требований законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом оценка эффективности деятельности налоговых органов напрямую зависит от выполнения ряда показателей, достижение которых является постепенным, сложным и многогранным процессом, направленным на добросовестное исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами.
При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
Данные обстоятельства предопределяются процедурными аспектами рассмотрения акта налоговой проверки, согласно положениям ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и 113 НК РФ, которые предусматривают возможность приостановления сроков давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности при подготовке необходимых доказательств совершенного правонарушения, что не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки признания лица банкротом и последующей невозможности взыскания налоговой задолженности, что также является следствием неэффективного осуществления контрольных мероприятий.
Данные правоотношения реализуются с точки зрения позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которую в настоящий период применяют налоговые органы и арбитражные суды Российской Федерации в своей деятельности; налоговые льготы и иные налоговые преференции возможно применять только добросовестным налогоплательщикам. Акцент сделан именно на добросовестности, в контексте невозможности изъятия части имущества в рамках публично-правовых отношений. В связи с этим правовой анализ деятельности хозяйствующего субъекта и его контрагентов на предмет добросовестности является основанием для реализации права налогового органа «отменить право на налоговую льготу или иную налоговую преференцию», которое применил налогоплательщик при составлении расчета в установленном порядке, определяя данные правоотношения как необоснованную налоговую выгоду.