Дата публикации: 07.08.2025

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования специалистами, экспертами и адвокатами

Аннотация

Процессуальный механизм охраны тайны следствия нашел свое отражение в ст. 161 УПК РФ и распространяется на специалистов и экспертов, если они привлекаются к уголовному делу следователем или дознавателем. Однако этот механизм не регламентирован в случае привлечения данных лиц адвокатамизащитниками к исследованию материалов дела для всестороннего исследования доказательств, в том числе с использованием специальных знаний. Исследование материалов дела специалистом, включая заключения судебных экспертов, способствует выявлению существенных нарушений экспертных методик при производстве экспертиз. При этом ознакомление специалиста, привлеченного защитником, с материалами уголовного дела создает потенциальную угрозу разглашения данных предварительного расследования третьими лицами. Поэтому одним из важных вопросов, обсуждаемых в статье, является разработка процессуального механизма привлечения адвокатами специалистов и соблюдения ими мер о недопустимости разглашения данных предварительного расследования.




Поводом обратиться к обозначенной теме стала необходимость рассмотрения требований ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) на деятельность адвокатов, экспертов и специалистов по уголовным делам. Особенно острой тема становится тогда, когда адвокаты-защитники или представители потерпевшей стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, обращаются к различным специалистам для исследования материалов, собранных следователем или дознавателем с использованием специальных знаний. В этом случае сторона обвинения считает, что материалы предварительного расследования по уголовному делу попадают в руки третьих лих, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, и тем самым разглашается так называемая тайна предварительного расследования.

В соответствии со ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению без разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также в других случаях, указанных в рассматриваемой статье. Отмечаем, что требования уголовно-процессуального закона распространяются только на участников уголовного процесса. Часть 3 ст. 161 УПК РФ предусматривает предупреждение следователем или дознавателем участников уголовного судопроизводства в письменной форме путем получения подписки об ответственности, предусмотренной ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В свою очередь, ответственность по ст. 310 УК РФ наступает за разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия следователя или лица, производящего дознание. Таким образом, к уголовной ответственности могут быть привлечены только участники уголовного судопроизводства, разгласившие данные предварительного расследования, которые были надлежащим образом предупреждены об этом следователем или дознавателем, т.е. исходя из смысла ч. 3 ст. 161 УПК РФ дали подписку с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Возникает вопрос, распространяются ли требования ст. 161 УПК РФ на специалистов и экспертов. В случае, если к производству процессуальных действий в порядке ст. 58 УПК РФ привлекается специалист, а эксперту поручается производство судебной экспертизы по постановлению следователя или дознавателя, то они становятся иными участниками уголовного судопроизводства, а значит, они обязаны соблюдать тайну следствия. Специалист и эксперт являются носителями данных предварительного расследования, ставших им известными в том объеме, какой необходим для исполнения возложенных на них обязанностей. Однако практика получения подписок от специалиста или эксперта с предупреждением их об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ за распространение данных предварительного расследования широкого применения не имеет.

Полагаем, что предупреждение специалиста об уголовной ответственности за распространение данных предварительного расследования может быть предусмотрено в качестве отдельного пункта протокола процессуального действия, в котором участвует специалист. Участвующему в процессуальном действии специалисту должен разъясняться данный пункт протокола наряду с правами и обязанностями, закрепленными ст. 58 УПК РФ, после чего он должен удостоверить факт разъяснения своей подписью.

Список литературы

1. Заика С.В. Формирование и реализация позиции адвоката-защитника в предварительном следствии : диссертация кандидата юридических наук / С.В. Заика. Москва, 2024. 259 с.
2. Иванов В.В. Подписка эксперта: формальность или документ с юридическими последствиями / В.В. Иванов, А.Н. Першин // Эксперт-криминалист. 2019. № 4. С. 17–19.
3. Михайлов М.А. Регулирование распространения информации в процессе расследования / М.А. Михайлов // Российский следователь. 2002. № 10. С. 22–23.
4. Смолькова И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе : диссертация доктора юридических наук / И.В. Смолькова. Иркутск, 1998. 404 с.
5. Соловьев И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения / И.Н. Соловьев. Москва : Проспект, 2012. 208 с.

Остальные статьи