Очередной «засекреченный» прецедент. Верховный Суд РФ смягчил наказание по части 4 статьи 134 УК РФ
Аннотация
В статье анализируется принципиальное, безусловно, имеющее прецедентное значение определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ о смягчении наказания 18-летнему юноше, осужденному по ч. 4 ст. 134 УК РФ за половое сношение с двумя девушками, не достигшими 16-летнего возраста. Для теоретиков и практиков особый интерес представляет многоступенчатый уголовно-правовой механизм последовательного применения норм Общей части УК РФ (ч. 6 ст. 15; ч. 6.1 ст. 88 и ст. 96 УК РФ), виртуозное владение которым позволило суду принять справедливое решение.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2025 |
Страницы | 38-44 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2025-3-38-44 |
В науке существует понятие «алгоритмически неразрешимая задача» — речь идет о тех ситуациях, при решении которых приемлемыми оказываются сразу два параллельных и в то же время противоположных ответа — и да, и нет. Как в подобных случаях следует поступить честному и вдумчивому правоприменителю (скажем конкретно — судье)? Итак, перед ним выбор: да или нет, впрочем, служитель Фемиды всегда должен держать в уме еще одну значимую комбинацию суждений: во-первых, Конституция РФ обязывает судью применить актуальный с точки зрения законодателя закон (ч. 1 и 2 ст. 120). Во-вторых, обществу, проголосовавшему за Конституцию РФ, на поставленный жизнью вопрос нужен только один ответ, причем «здесь и сейчас». В-третьих, судье следует принять решение, за которое впоследствии не будет стыдно — ни ему самому, ни его потомкам.
Опять-таки наука подсказывает, что сделать надлежащий выбор судье поможет постоянно присутствующее в нашем сознании чувство, толкуемое учеными как категория «модальность» (modalite), т.е. речь идет о нашем отношении к конкретному объекту (объектам) — а это уже особая когнитивная функция. По поводу модальности мы по традиции находим весьма интересные рассуждения у современного французского философа Андре Конт-Спонвиля (род. в 1952 г.). Последний для нас авторитетен уже потому, что последовательно придерживается взглядов материализма и атеизма (отстаивая светскую духовность, в 2006 г. он даже написал книгу «L'Esprit de l'atheisme»). Иными словами, А. Конт-Спонвиль признает и поддерживает все то, что мы сейчас квалифицируем как нуждающиеся в защите традиционные ценности, в числе которых «свободы и права человека».
В своем знаменитом «Философском словаре» А. Конт-Спонвиль задает, по сути, риторический вопрос: «А возможно ли построение последовательной мировоззренческой системы баз категории модальности?» и сам на него дает однозначный ответ: «Нет».
Главное в мотивации всех смелых (прецедентных) поступков — это процесс преодоления неких сомнительных (discrepant) обычаев (практик, например: порочной практики механического применения закона) с целью поиска высшей справедливости (jusice), именно такой, на которую правоприменитель в своем решении приобретает право опереться?
Отвечая на данный вопрос, судья Верховного Суда США (член его либеральной фракции) Б.Н. Кардозо (1870–1938) упоминал «о странной смеси между общими стандартам и моралью, то есть той совокупности оправдываемых обществом идей, которая каждый день варится в котле судов, причем все имеющиеся в распоряжении суда ингредиенты включаются в смесь в разных соотношениях».