Теоретико-правовое осмысление конфликта интересов в банкротстве
Аннотация
В статье рассматривается категория конфликта интересов применительно к институту банкротства. Автор отмечает специфику данной категории, ее многослойность с учетом количества лиц, вовлеченных в процедуру банкротства. В качестве одного из способов достижения баланса интересов применяется критерий равенства конфликтующих. В качестве механизма предупреждения конфликта, а также разрешения сложившегося конфликта рассматривается институт судебного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2025 |
Страницы | 20-24 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2025-3-20-24 |
зучение конфликта интересов имеет важное практическое значение для понимания цели правового регулирования института банкротства. Феномен категории конфликта интересов позволяет увидеть природу борьбы различных субъектов права, понять их внутренние мотивы. При этом исторический опыт показывает, что само по себе наличие конфликтов в обществе не следует рассматривать как нечто необычное или экстраординарное, поскольку «они всегда были и остаются неизбежными спутниками общественного и государственного бытия». В юридической литературе неоднократно подчеркивалась социальная природа юридических конфликтов. При этом появление конкретного конфликта, требующего правового разрешения, способствует образованию нормы права. В этом смысле, как отмечает Йеринг, норма является «генетически ситуативной», т.е. образовывается тогда, когда возникает конкретный конфликт.
Исследование конфликта само по себе является важным началом в достижении баланса интересов, поскольку позволяет выявить причины противоречий, а уже в дальнейшем выработать пути их преодоления. В юридической литературе такой конфликт, который способствует развитию и существованию социальной системы, получил название функциональный конфликт. Вместе с тем в конфликтологии, помимо функционального, есть и дисфункциональный конфликт, который имеет отрицательную направленность, приводит к снижению группового сотрудничества, напряженности, ухудшению коммуникации и т.д.
М.Е. Эрлих полагает, что банкротство по своей природе является дисфункциональной конфликтной ситуацией, отражающей крайнюю степень противоречий между должником и его контрагентами, которую они уже не в состоянии разрешить самостоятельно, в связи с чем прибегают к помощи принудительной силы государства. Здесь стоит заметить, что конфликт в банкротстве возможен не только между должником и кредитором, но между конкурсным кредитором и арбитражным управляющим, между должником и арбитражным управляющим, сами кредиторы могут конфликтовать между собой и т.д. В этой связи В.С. Каменков говорит о многослойности конфликтности. И с этим мнением нельзя не согласиться. Но сам по себе конфликт в банкротстве, не учитывая частный характер правоотношений и субъектный состав конфликтующих лиц, не всегда дисфункциональный.
Если смотреть на конфликт как на инструмент для эффективного регулирования процедуры банкротства, то в этом ключе можно говорить о функциональном характере конфликта; благодаря выявлению спорных ситуаций, требующих разрешения, появляются и средства регулирования конфликта. Функциональный конфликт фактически способствует правовой регламентации. Как справедливо отмечает А.Б. Степин, правовой конфликт подлежит рассмотрению как средство защиты, направленное на совершенствование законодательства и восстановление гражданских прав; «выполняя конструктивные функции, конфликт выявляет и (или) устанавливает: слабые места в социальных отношениях, законодательстве и судебной практике...».
А кроме того, именно через конфликт осуществляется поиск баланса интересов, поиск справедливого решения. Функциональный конфликт формирует процессуальную структуру дела, подсвечивая наиболее острые, противоречивые проблемы. Но в конечном итоге именно через их разрешение удается справедливо рассмотреть все дело.