Правовой статус лиц, не привлеченных к участию в деле
Аннотация
В статье отражены выводы, сформулированные автором в результате проведенного исследования правового статуса лиц, не привлеченных к участию в деле. Автором на основании выявленных признаков таких лиц сформулирован вывод о необходимости выделения отдельной категории соответствующих субъектов гражданского процесса. При этом специфика такой категории субъектов приводит к расширению предмета исследования и оценки судебного органа при разрешении отдельных процессуальных вопросов. Установлено, что гарантия судебной защиты обуславливает необходимость целенаправленного развития механизма информирования лиц, не привлеченных к делу изначально, но чьи права и законные интересы могли быть нарушены вынесенным судебным актом. В качестве отдельных средств предложены возложение на стороны дела обязанности по информированию таких лиц, а также качественный анализ субъектного состава судебным органом при подготовке к рассмотрению дела.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2025 |
Страницы | 7-10 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2025-3-7-10 |
Неотъемлемым элементом гражданских процессуальных правоотношений служит их специальный субъектный состав. При этом следует отметить, что отдельные субъекты непосредственно поименованы в правовых нормах, определяющих лиц, участвующих в деле, а некоторые, в частности, лица, не привлеченные к участию в деле, упоминаются лишь в отдельных ситуативных положениях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ, кодифицированный акт). Отметим, что за рамками данного исследования оставлены другие участники процесса в значении главы 4 ГПК РФ. Так, перечень лиц, участвующих в деле, содержащийся в ст. 34 ГПК РФ, не является исчерпывающим, что служит причиной ряда исследований правового сообщества, призывающих к пересмотру соответствующих положений закона. Действительно, высокая эффективность правового регулирования и не только провозглашение гарантии, но и создание достаточных средств для фактической реализации права на судебную защиту, дарованного каждому человеку, обусловлены слаженной и ясно выстроенной системой правовых положений, направленных на регламентацию соответствующих правоотношений. При этом совершенствование законодательства не должно происходить при непременном влиянии конкретных социальных явлений, полагаем, что отказ от превентивного и поступательного обновления отдельных положений приведет к абсолютной беспомощности правовых институтов.
Однако несмотря на явное и качественное различие степени процессуального участия и формальных правовых возможностей общим для субъектов гражданского процесса является наличие юридического интереса в деле, так как его исход может иметь, а зачастую имеет, для них существенное значение. И, как следствие, это предопределяет необходимость раскрытия и регулирования всего спектра правовых связей отдельного человека и общества в целом. Если исследовать правовой статус стороны гражданского процесса, то определить его основные признаки и черты не составит огромного труда. Но абсолютно другой подход реализуется в настоящее время в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле. Под такими лицами понимаются, безусловно, субъекты гражданского процесса, но которые тем не менее не были привлечены к рассмотрению и разрешению дела и чьи права и законные интересы были затронуты вынесенным судом актом. Закрепление процессуальных возможностей таких лиц во многом предопределено морально-нравственными устоями, предусматривающими идею сохранения социального равновесия.
Законодатель напрямую не определяет правовой статус лиц, не привлеченных к участию в деле, не выделяет отдельный блок законодательных положений, регламентирующих их права и обязанности. Однако представляется возможным исключительно с учетом специальных норм, применяемых к рассмотрению дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, выявить основные признаки таких лиц — процессуальное неучастие и нарушение их прав и законных интересов. В то же время не может остаться без внимания терминологическое несоответствие формулировок правовых норм. В частности, в п. 3 ст. 320 ГПК РФ указывается на наделение правом подачи апелляционной жалобы лиц, не привлеченных к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, а в п.1 ст. 376 ГПК РФ и в п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ отмечено, что правом подачи жалобы обладают лица, чьи права и законные интересы были нарушены судебными актами. Формулировки не придают ясности замыслу законодателя — предоставить правовые средства лицам, лишенным прав или ограниченным в них, обремененным обязанностями на основании судебного акта. Очевидно, что предусмотренные процессуальные возможности служат средством реализации права лица, не привлеченного к участию в деле, на справедливое судебное разбирательство с расчетом на то, что заявитель обладает новыми доказательствами и готов представить на рассмотрение суда новые доводы. И в случае обжалования судебного акта рассматриваемой категорией лиц суду предстоит установить, что в поданной жалобе указывается на то, что права и обязанности заявителя были затронуты судебным актом и права, законные интересы и свободы нарушены таким актом.