Компетенция российских судов по делам о несостоятельности иностранных юридических лиц
Аннотация
В российской судебной практике на основе применения аналогии выработаны критерии признания иностранных юридических лиц несостоятельными, при наличии которых возможно обращение взыскания на активы таких иностранных лиц в рамках основного или «вторичного» (локального) банкротства иностранного лица в Российской Федерации. В статье раскрыты отдельные правила в отношении самой возможности и выбора процедуры банкротства иностранных лиц.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2025 |
Страницы | 45-48 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-8-45-48 |
Общие правила компетенции арбитражных судов по делам о несостоятельности закреплены в п. 1 ч. 6 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), п. 1 ст. 6 и п. 1 и 3 ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ о банкротстве). Из приведенных норм следует, что к иностранным лицам в российских судах применяется национальный правовой режим, если иное не предусмотрено международным договором. Однако специальных договоров, посвященных вопросам трансграничной несостоятельности, с участием Российской Федерации практически нет. Данные вопросы не затронуты ни в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), ни в Соглашении стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 г.), ни в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).
Однако ФЗ о банкротстве, как и АПК РФ, иное процессуальное законодательство не исключает и не отрицает компетенцию российских арбитражных судов по рассмотрению дел о несостоятельности иностранных юридических и физических лиц. Об этом свидетельствует и судебная практика.
Как известно, суд наделен правом применения права по аналогии. В статье 6 ГК РФ и ч. 5 ст. 5 АПК РФ предусмотрено применение судами аналогии закона или права для решения вопросов, которые прямо не урегулированы в законодательстве. Применение аналогии арбитражными судами имеет место достаточно часто в делах о несостоятельности в силу сложности содержания норм, наличия противоречий и коллизий между нормами закона о несостоятельности и другими законами в области гражданского и процессуального права.
Например, только за последние пять лет использование аналогии можно увидеть в целом ряде постановлений Пленума и обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации для решения прямо не урегулированных вопросов в ФЗ о банкротстве. Применение аналогии соответствует целям судебной защиты, позволяет восполнить проблемы правового регулирования и осуществить полномочия органов судебной власти по разрешению споров и иных дел, отнесенных к их компетенции. Суд не может уклониться от разрешения спора, исходя только из отсутствия конкретной правовой нормы, применимой к тем либо иным правоотношениям.
Первая практика (2016–2023 гг.). В отношении иностранных физических лиц практика о допустимости их банкротства в Российской Федерации начала складываться с 2016 г. В частности, в отношении несостоятельных граждан иностранных государств — ФРГ, Украины и других стран.