Дата публикации: 07.08.2025

Практика органов государственной власти Республики Индонезии в сфере противодействия коррупции

Аннотация

Важность противодействия коррупционным проявлениям провозглашалась индонезийским государством с момента обретения им независимости в 1945 г., и далее в течение всего самостоятельного развития. Между тем на протяжении многих лет органам государственной власти добиться существенных результатов в данной борьбе так и не удавалось. Ключевым фактором подробного положения дел стало одно из важнейших обстоятельств, а именно то, что коррупционные проявления достаточно прочно укоренились в национальной системе. Выяснилось, что правоохранительная и судебная системы погрязли в коррупционных скандалах, а высокая степень и широкое распространение коррупционных проявлений не только дискредитирует и наносит непоправимый ущерб репутации страны, но и обусловливает косвенные материальные потери, порожденные дефицитом иностранных инвестиций и внешних капиталовложений в государственную экономику из-за невысокой инвестиционной привлекательности. В связи с этим возникла необходимость в организации Антикоррупционного агентства — Комиссии по искоренению коррупции совместно с системой антикоррупционного правосудия, с тем чтобы оградить процессы антикоррупционного воздействия от правоохранительной бюрократии и обычных судов. В настоящее время этому антикоррупционному агентству под силу реализация самостоятельного расследования коррупционных проявлений в связке со специальными антикоррупционными судами, что представляет собой важнейшую институциональную особенность анализируемой антикоррупционной системы.




Один из ключевых регионов — Юго-Восточная Азия традиционно охватывает десять государств, которые расположены между Индийским и Тихим океанами.  В этих странах сложились разнообразные модели и формы системы по государственной организации и управлению, в том числе с коррупционными проявлениями. Еще не так давно, в середине двадцатого столетия, общей чертой этих государств было нахождение в колониальной зависимости. Влиятельной державой данного региона является Республика Индонезия (далее — Индонезия), обладающая стабильной политической системой и одной из крупнейших мировых экономик.

Формирование правового государства невозможно без активного пресечения коррупционных проявлений, которые выступают в качестве приоритетных негативных явлений в большинстве государств, а также существенной помехой и серьезным ограничением по экономическому развитию государства, улучшению материального положения населения, повышению его уровня жизни и благосостояния. В полном смысле слова и во всех отношениях данное обстоятельство затрагивает Республику Индонезию (далее — Индонезия), которая на основе индекса восприятия коррупции в 2024 г. (который равен 34 по 100-балльной шкале) занимает 112-е место среди 180 государств мира.       

С обретением независимости в 1945 г. в процессе формирования государственного контроля по переходу собственности нидерландских колонизаторов вновь образованным государством и новой индонезийской администрацией была перенята бытующая долгие годы прежняя коррупционная практика. В том числе данному положению дел способствовало и то, что истоки индонезийской патриархальной бюрократии брали свое начало с доколониальных времен, когда монарх распределял блага среди своих родственников и приближенных. В результате полученный ими государственный пост позволял неограниченно использовать свои привилегии и злоупотреблять ими для собственной материальной выгоды. Именно так происходило зарождение основ, на которых развивались, укоренялись и стали процветать коррупционные проявления. 

С 1950-х годов в результате политики, которую активно проводил первый президент страны Сукарно, существенно усилились полномочия, а также увеличивались влияние и значимость индонезийского офицерского корпуса, который постепенно становился реальной региональной властью.  И, поскольку вооруженные силы испытывали недофинансирование, армейским начальникам пришлось включиться в самостоятельные экономические процессы, занимаясь бартерной торговлей с приграничными государствами. В период военного положения, которое продолжалось несколько лет, военное командование округов установило контроль над предприятиями, конфискованными у иностранных предпринимателей. Таким способом военно-административный аппарат сумел аккумулировать внушительные активы, которые удалось получить в процессе контролирования национализированной колониальной собственности. Одновременно с этими процессами разрасталась бюрократическая буржуазия, и в 1966 г. военными был совершен государственный переворот, ставивший цель привести их к власти совместно с высшей бюрократией. Президент Сукарно издал приказ о передаче полномочий генералу Сухарто, который получил право действовать от его имени. В марте 1968 г. Сухарто был избран президентом, и его подчиненные получили возможность легализации теневых средств и обращения их в разные формы капитала.

Список литературы

1. Абидин С.З. Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии / С.З. Абидин // Журнал российского права. 2012. № 7(187). С. 40–42.
2. Другов А.Ю. Индонезия в 2012 г.: события и тенденции / А.Ю. Другов // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2013. № 20. С. 147–181.
3. Другов А.Ю. Коррупция в Индонезии: болезнь и ее лечение / А.Ю. Другов // Мировой опыт борьбы с коррупцией : материалы научных семинаров и заседаний дискуссионного клуба (2011–2013) (г. Москва, 1 января 2011 года — 31 декабря 2013 г.) : сборник научных ста
4. Заплава И.М. Общественные отношения, возникающие из противодействия коррупции в России и за рубежом / И.М. Заплава // Синергия наук. 2021. № 57. С. 53–149.
5. Прокопенко Е.Е. Геополитические факторы Юго-Восточной Азии: на примере Республики Индонезии / Е.Е Прокопенко // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 1A. С. 252–263.
6. Федоров А.В. Антикоррупционная деятельность в формате АТЭС / А.В. Федоров // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2014. Т. 16. № 3–4. С. 32–46.
7. Чан Хыу Т. Эффективные антикоррупционные модели в некоторых Азиатско-Тихоокеанских странах: опытные уроки Вьетнама / Т. Чан Хыу // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. № 4 (39). С. 255–269.
8. Bolongaita E.P. An exception to the rule? Why Indonesia’s Anti-Corruption Commission succeeds where others don’t — a comparison with the Philippines’ Ombudsman / E.P. Bolongaita. Anticorruption Resources Center, 2010. 34 p.

Остальные статьи