Практика органов государственной власти Республики Индонезии в сфере противодействия коррупции
Аннотация
Важность противодействия коррупционным проявлениям провозглашалась индонезийским государством с момента обретения им независимости в 1945 г., и далее в течение всего самостоятельного развития. Между тем на протяжении многих лет органам государственной власти добиться существенных результатов в данной борьбе так и не удавалось. Ключевым фактором подробного положения дел стало одно из важнейших обстоятельств, а именно то, что коррупционные проявления достаточно прочно укоренились в национальной системе. Выяснилось, что правоохранительная и судебная системы погрязли в коррупционных скандалах, а высокая степень и широкое распространение коррупционных проявлений не только дискредитирует и наносит непоправимый ущерб репутации страны, но и обусловливает косвенные материальные потери, порожденные дефицитом иностранных инвестиций и внешних капиталовложений в государственную экономику из-за невысокой инвестиционной привлекательности. В связи с этим возникла необходимость в организации Антикоррупционного агентства — Комиссии по искоренению коррупции совместно с системой антикоррупционного правосудия, с тем чтобы оградить процессы антикоррупционного воздействия от правоохранительной бюрократии и обычных судов. В настоящее время этому антикоррупционному агентству под силу реализация самостоятельного расследования коррупционных проявлений в связке со специальными антикоррупционными судами, что представляет собой важнейшую институциональную особенность анализируемой антикоррупционной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2025 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-8-50-53 |
Один из ключевых регионов — Юго-Восточная Азия традиционно охватывает десять государств, которые расположены между Индийским и Тихим океанами. В этих странах сложились разнообразные модели и формы системы по государственной организации и управлению, в том числе с коррупционными проявлениями. Еще не так давно, в середине двадцатого столетия, общей чертой этих государств было нахождение в колониальной зависимости. Влиятельной державой данного региона является Республика Индонезия (далее — Индонезия), обладающая стабильной политической системой и одной из крупнейших мировых экономик.
Формирование правового государства невозможно без активного пресечения коррупционных проявлений, которые выступают в качестве приоритетных негативных явлений в большинстве государств, а также существенной помехой и серьезным ограничением по экономическому развитию государства, улучшению материального положения населения, повышению его уровня жизни и благосостояния. В полном смысле слова и во всех отношениях данное обстоятельство затрагивает Республику Индонезию (далее — Индонезия), которая на основе индекса восприятия коррупции в 2024 г. (который равен 34 по 100-балльной шкале) занимает 112-е место среди 180 государств мира.
С обретением независимости в 1945 г. в процессе формирования государственного контроля по переходу собственности нидерландских колонизаторов вновь образованным государством и новой индонезийской администрацией была перенята бытующая долгие годы прежняя коррупционная практика. В том числе данному положению дел способствовало и то, что истоки индонезийской патриархальной бюрократии брали свое начало с доколониальных времен, когда монарх распределял блага среди своих родственников и приближенных. В результате полученный ими государственный пост позволял неограниченно использовать свои привилегии и злоупотреблять ими для собственной материальной выгоды. Именно так происходило зарождение основ, на которых развивались, укоренялись и стали процветать коррупционные проявления.
С 1950-х годов в результате политики, которую активно проводил первый президент страны Сукарно, существенно усилились полномочия, а также увеличивались влияние и значимость индонезийского офицерского корпуса, который постепенно становился реальной региональной властью. И, поскольку вооруженные силы испытывали недофинансирование, армейским начальникам пришлось включиться в самостоятельные экономические процессы, занимаясь бартерной торговлей с приграничными государствами. В период военного положения, которое продолжалось несколько лет, военное командование округов установило контроль над предприятиями, конфискованными у иностранных предпринимателей. Таким способом военно-административный аппарат сумел аккумулировать внушительные активы, которые удалось получить в процессе контролирования национализированной колониальной собственности. Одновременно с этими процессами разрасталась бюрократическая буржуазия, и в 1966 г. военными был совершен государственный переворот, ставивший цель привести их к власти совместно с высшей бюрократией. Президент Сукарно издал приказ о передаче полномочий генералу Сухарто, который получил право действовать от его имени. В марте 1968 г. Сухарто был избран президентом, и его подчиненные получили возможность легализации теневых средств и обращения их в разные формы капитала.