Дата публикации: 07.08.2025

Роспуск парламента как конституционно-правовой институт в зарубежных странах

Аннотация

В статье роспуск парламента рассматривается как конституционно-правовой институт, свойственный государствам с парламентарными и смешанными формами правления. Делается акцент на раскрытии вопроса использования права роспуска парламента в Великобритании, Германии, Франции, Скандинавских странах. Представленный институт, с одной стороны, может способствовать разрешению конституционных кризисов и служить поводом к поиску компромиссов в конституционных конфликтах. С другой стороны, может быть применен правящей партией для проведения избирательной кампании в парламент в более удобное для себя время. Современными тенденциями развития данного института являются ужесточение легальных требований к его осуществлению, а также минимизация случаев его использования на практике.




Право роспуска парламента, как правило, предусматривается в государствах с парламентарными и смешанными формами правления. Хотя в некоторых президентских республиках глава государства может наделяться таким правом в ответ на неоднократное выражение парламентом недоверия правительству (Перу, Уругвай, Венесуэла). Необходимость роспуска парламента (часто в сочетании с отставкой правительства) обусловливается стремлением разрешить конфликт между законодательной и исполнительной властями. Поэтому считается, что парламентарной и смешанной системам правления свойственна большая гибкость по сравнению с президентскими формами.

Так, в Великобритании право обращения премьер-министра к монарху с просьбой о роспуске парламента традиционно рассматривалось как неотъемлемый атрибут ответственного правления, предполагающего обращение к народу в случае столкновения с критическими проблемами национальной политики. До Закона о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 г. не существовало закона о роспуске парламента, за исключением Закона о семилетии 1715 г., который предусматривал, что парламент может быть «распущен Его Величеством». Британский монарх мог по этой прерогативе распустить парламент и провести всеобщие выборы. Однако конституционной конвенцией было установлено, что роспуск парламента осуществлялся монархом по просьбе премьер-министра; монарх не имеет прерогативы роспуска без него, и монарх также не может отказать премьер-министру в просьбе о роспуске в обычных обстоятельствах. Теоретически обсуждались возможные основания отказа монарха в роспуске, например: «если предоставление роспуска было бы оскорблением, а не выражением демократических прав», или выборы нанесли бы ущерб национальной экономике, были бы неразумными в силу политического баланса сил и т.п. Но на практике не было случаев отказа монарха Британии в просьбе о роспуске.

Ученые-конституционалисты в Великобритании рассматривали аналогичную практику в других странах и пришли к выводу, что она может быть  различной и вести к позитивным и негативным последствиям разрешения конституционно-правовых конфликтов. Например, в 1926 году генерал-губернатор Канады лорд Бинг отклонил просьбу премьер-министра Маккензи Кинга о роспуске, которая после отказа подала в отставку. Вместо этого лорд Бинг предложил лидеру оппозиции Мейгену сформировать правительство меньшинства. Когда это правительство потерпело поражение на последовавших затем выборах, лорд Бинг подвергся резкой критике за свои решения. Напротив, в 1939 г. генерал-губернатор Южной Африки отклонил просьбу премьер-министра генерала Герцога о роспуске. Затем Герцог подал в отставку. Вместо этого генерал-губернатор пригласил генерала Смэтса сформировать правительство, которое оставалось у власти в течение десяти лет.

Вместе с тем британское право роспуска парламента критиковалось за то, что премьер-министры часто использовали этот механизм для назначения выборов до окончания своего пятилетнего срока полномочий в удобное для партии власти время, что давало несправедливое преимущество действующему премьер-министру. В качестве реакции на такую критику Актом о фиксированном сроке полномочий парламента 2011 г. была установлена пятилетняя периодичность выборов в палату общин, и премьер-министр лишился права произвольно решать вопрос о праве роспуска этой палаты. В акте появились два исключительных случая (утрата парламентом уверенности в правительстве и инициатива 2/3 членов самой палаты общин) с жесткими условиями, при которых парламент может быть распущен.

Но к 2022 г. право обращения премьер-министра к монарху с вопросом о роспуске палаты общин было восстановлено. Это было вызвано негативным проявлением действия рассматриваемого правила на практике. Оказалось, что усложненный способ назначения досрочных выборов может благоприятствовать нахождению у власти правительства меньшинства, затягивая конституционные кризисы и затрудняя принятие законодательства. Такая практика, в частности, была продемонстрирована в 2019 г., когда оппозиция несколько раз заблокировала попытку премьер-министра Б. Джонсона провести досрочные выборы, которые в итоге все же были одобрены парламентом.

Список литературы

1. Бруслик А. Парламент Великобритании и его взаимосвязь с исполнительной властью / А. Бруслик // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1(110). С. 24–38.
2. Жалинский А. Введение в немецкое право / А. Жалинский, А. Рерихт. Москва : Спарк, 2001. 767 с.
3. Зазнаев О.И. Роспуск парламента в парламентских системах: новации в законодательстве и политической практике / О.И. Зазнаев // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2023. № 3. С. 122–137. DOI:10.28995/2073-6339-2023-3-122-137
4. Крутоголов М.А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности / М.А. Крутоголов. Москва : Наука, 1988. 238 с.
5. Кулакова Т.А. Теория самостоятельного мандата и принцип разделения властей на примере скандинавских стран / Т.А. Кулакова // ПОЛИТЕКС. 2005. № 3. С. 24–36.
6. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм: теория и практика / М.А. Могунова. Москва : Издательский центр РГГУ, 2001. 349 с.
7. Ракитская И.А. Конституционная ответственность правительства, министров и других должностных лиц в государствах Северной Европы / И.А. Ракитская // Право и управление. XXI век. 2008. № 2 (7). С. 15–23.
8. Черкасов А.И. Полномочия главы государства в странах современного мира / А.И. Черкасов // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. № 6. С. 43–77.
9. Ginsburg T. The Role of Monarchy in Modern Democracy: European Monarchies Compared / T. Ginsburg // International Journal of Constitutional Law. 2020. Vol. 18. Iss. 4. P. 1535–1538. DOI:10.1093/icon/moaa102
10. Kelly R. Fixed-term Parliaments Act 2011 / R. Kelly // UK Parliament. 2021. 26 November.
11. Kobori М. A review of two beliefs of parliamentary government in postwar Japan: Japanese/French beliefs beneath the British canopy / М. Kobori // International Journal of Constitutional Law. 2020. Vol. 18. Iss. 1. P. 147–172. DOI:10.1093/icon/moaa007

Остальные статьи