Роспуск парламента как конституционно-правовой институт в зарубежных странах
Аннотация
В статье роспуск парламента рассматривается как конституционно-правовой институт, свойственный государствам с парламентарными и смешанными формами правления. Делается акцент на раскрытии вопроса использования права роспуска парламента в Великобритании, Германии, Франции, Скандинавских странах. Представленный институт, с одной стороны, может способствовать разрешению конституционных кризисов и служить поводом к поиску компромиссов в конституционных конфликтах. С другой стороны, может быть применен правящей партией для проведения избирательной кампании в парламент в более удобное для себя время. Современными тенденциями развития данного института являются ужесточение легальных требований к его осуществлению, а также минимизация случаев его использования на практике.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2025 |
Страницы | 46-49 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-8-46-49 |
Право роспуска парламента, как правило, предусматривается в государствах с парламентарными и смешанными формами правления. Хотя в некоторых президентских республиках глава государства может наделяться таким правом в ответ на неоднократное выражение парламентом недоверия правительству (Перу, Уругвай, Венесуэла). Необходимость роспуска парламента (часто в сочетании с отставкой правительства) обусловливается стремлением разрешить конфликт между законодательной и исполнительной властями. Поэтому считается, что парламентарной и смешанной системам правления свойственна большая гибкость по сравнению с президентскими формами.
Так, в Великобритании право обращения премьер-министра к монарху с просьбой о роспуске парламента традиционно рассматривалось как неотъемлемый атрибут ответственного правления, предполагающего обращение к народу в случае столкновения с критическими проблемами национальной политики. До Закона о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 г. не существовало закона о роспуске парламента, за исключением Закона о семилетии 1715 г., который предусматривал, что парламент может быть «распущен Его Величеством». Британский монарх мог по этой прерогативе распустить парламент и провести всеобщие выборы. Однако конституционной конвенцией было установлено, что роспуск парламента осуществлялся монархом по просьбе премьер-министра; монарх не имеет прерогативы роспуска без него, и монарх также не может отказать премьер-министру в просьбе о роспуске в обычных обстоятельствах. Теоретически обсуждались возможные основания отказа монарха в роспуске, например: «если предоставление роспуска было бы оскорблением, а не выражением демократических прав», или выборы нанесли бы ущерб национальной экономике, были бы неразумными в силу политического баланса сил и т.п. Но на практике не было случаев отказа монарха Британии в просьбе о роспуске.
Ученые-конституционалисты в Великобритании рассматривали аналогичную практику в других странах и пришли к выводу, что она может быть различной и вести к позитивным и негативным последствиям разрешения конституционно-правовых конфликтов. Например, в 1926 году генерал-губернатор Канады лорд Бинг отклонил просьбу премьер-министра Маккензи Кинга о роспуске, которая после отказа подала в отставку. Вместо этого лорд Бинг предложил лидеру оппозиции Мейгену сформировать правительство меньшинства. Когда это правительство потерпело поражение на последовавших затем выборах, лорд Бинг подвергся резкой критике за свои решения. Напротив, в 1939 г. генерал-губернатор Южной Африки отклонил просьбу премьер-министра генерала Герцога о роспуске. Затем Герцог подал в отставку. Вместо этого генерал-губернатор пригласил генерала Смэтса сформировать правительство, которое оставалось у власти в течение десяти лет.
Вместе с тем британское право роспуска парламента критиковалось за то, что премьер-министры часто использовали этот механизм для назначения выборов до окончания своего пятилетнего срока полномочий в удобное для партии власти время, что давало несправедливое преимущество действующему премьер-министру. В качестве реакции на такую критику Актом о фиксированном сроке полномочий парламента 2011 г. была установлена пятилетняя периодичность выборов в палату общин, и премьер-министр лишился права произвольно решать вопрос о праве роспуска этой палаты. В акте появились два исключительных случая (утрата парламентом уверенности в правительстве и инициатива 2/3 членов самой палаты общин) с жесткими условиями, при которых парламент может быть распущен.
Но к 2022 г. право обращения премьер-министра к монарху с вопросом о роспуске палаты общин было восстановлено. Это было вызвано негативным проявлением действия рассматриваемого правила на практике. Оказалось, что усложненный способ назначения досрочных выборов может благоприятствовать нахождению у власти правительства меньшинства, затягивая конституционные кризисы и затрудняя принятие законодательства. Такая практика, в частности, была продемонстрирована в 2019 г., когда оппозиция несколько раз заблокировала попытку премьер-министра Б. Джонсона провести досрочные выборы, которые в итоге все же были одобрены парламентом.