Дата публикации: 07.08.2025

Особенности цифровизации органов судебной власти в России

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей цифровизации органов судебной власти в Российской Федерации. Фундаментальные изменения, происходящие в судебной системе России в связи с современными технологическими процессами, неотрывно связаны с переходом современного мира в цифровую реальность. Современные технологии и цифровизация способны приводить к эффектам масштабирования. Это становится частью судебного процесса, частью судебной структуры, переходя из традиционных форм и методов судебного разбирательства к современному упрощенному разрешению дел как для судебного аппарата, так и для граждан и юридических лиц. Актуальностью данной работы является то, что в ней будут рассматриваться проблемы, связанные с внедрением технологий в работу судов, то есть мы посмотрим на это с точки зрения не только правового внедрения, но и со стороны реальной действительности.




В XXI веке более, чем в прошлые периоды жизни государств всего мирового сообщества, включая Россию, информационные технологии ощутимо воздействуют на все сферы жизни общества и государства. Как правило, цифровизация оказывает влияние на существующую систему права, не говоря уже о цифровой модернизации судов. Внедрение технологий и искусственного интеллекта происходит постепенно, плавно, что вызывает системные и глубокие изменения в судебной организации, в деятельности судов.

Особое информационное поле осуществления судебной власти в период цифровизации занимают государственные информационные системы. Понятие «информационные системы» содержится в п. 3 абз. 1 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информационные системы — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 этого же федерального закона, «государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов». Однако законодатель включил данный термин в ст. 13 Федерального закона № 149-ФЗ, где перечисляются информационные системы, то есть не совсем понятно, стоит ли нам рассматривать такое понятие в качестве легальной дефиниции. На нескольких новостных сайтах (DRUSSIA.RU, COMNEWS.RU, DIGITAL-ENERGY.RU и т.д.) была опубликована информация о том, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон № 149-ФЗ, а именно предложило понятие «государственные информационные системы». Однако изменения так и не были внесены.

Большой шаг в развитии электронного правосудия был сделан с принятием государственной автоматизированной информационной системы «Правосудие», утвержденной постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75 «Об информатизации судов». Данное понятие мы можем найти на официальном сайте ГАС «Правосудие», где сказано, что «государственная автоматизированная система РФ “Правосудиеˮ — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации».

К преимуществам ГАС «Правосудие» мы можем отнести простоту и удобство интерфейса. Достаточно зайти на сайт суда, в котором необходимо оставить процессуальное обращение, и подать его посредством заполнения специальной формы, через некоторое время уполномоченный работник аппарата суда ответит на данное обращение или передаст его на рассмотрение председательствующему судье.

Список литературы

1. Бурдина Е.В. Цифровизация судебной деятельности: направления, прогнозы и риски / Е.В. Бурдина // Администратор суда. 2020. № 2. С. 10–14.
2. Василевич Г.А. Толковательная функция нормотворческих органов / Г.А. Василевич // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 54–64.
3. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышления на полях Петербургского международного юридического форума / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2018. 29 мая.
4. Каменская Р. Цифровизация судов и новые постановления: как прошел Совет судей / Р. Каменская // Право.ru. 2023. 6 декабря.
5. Трезубов Е.С. Электронное правосудие в российском цивилистическом процессе / Е.С. Трезубов // Право цифровой среды : монография / под редакцией Т.П. Подшивалова, Е.В. Титовой, Е.А. Громовой. Москва : Проспект, 2022. С. 633–640.
6. Шипилов А.Н. Цифровизация правосудия / А.Н. Шипилов // Судья. 2019. № 3 (99). С. 21–22.
7. Шундиков К.В. Искусственный интеллект в российском правосудии: состояние и перспективы / К.В. Шундиков // Образование и право. 2023. № 8. С. 315–319.

Остальные статьи