Особенности цифровизации органов судебной власти в России
Аннотация
Работа посвящена изучению особенностей цифровизации органов судебной власти в Российской Федерации. Фундаментальные изменения, происходящие в судебной системе России в связи с современными технологическими процессами, неотрывно связаны с переходом современного мира в цифровую реальность. Современные технологии и цифровизация способны приводить к эффектам масштабирования. Это становится частью судебного процесса, частью судебной структуры, переходя из традиционных форм и методов судебного разбирательства к современному упрощенному разрешению дел как для судебного аппарата, так и для граждан и юридических лиц. Актуальностью данной работы является то, что в ней будут рассматриваться проблемы, связанные с внедрением технологий в работу судов, то есть мы посмотрим на это с точки зрения не только правового внедрения, но и со стороны реальной действительности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2025 |
Страницы | 36-39 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-8-36-39 |
В XXI веке более, чем в прошлые периоды жизни государств всего мирового сообщества, включая Россию, информационные технологии ощутимо воздействуют на все сферы жизни общества и государства. Как правило, цифровизация оказывает влияние на существующую систему права, не говоря уже о цифровой модернизации судов. Внедрение технологий и искусственного интеллекта происходит постепенно, плавно, что вызывает системные и глубокие изменения в судебной организации, в деятельности судов.
Особое информационное поле осуществления судебной власти в период цифровизации занимают государственные информационные системы. Понятие «информационные системы» содержится в п. 3 абз. 1 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информационные системы — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 этого же федерального закона, «государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов». Однако законодатель включил данный термин в ст. 13 Федерального закона № 149-ФЗ, где перечисляются информационные системы, то есть не совсем понятно, стоит ли нам рассматривать такое понятие в качестве легальной дефиниции. На нескольких новостных сайтах (DRUSSIA.RU, COMNEWS.RU, DIGITAL-ENERGY.RU и т.д.) была опубликована информация о том, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон № 149-ФЗ, а именно предложило понятие «государственные информационные системы». Однако изменения так и не были внесены.
Большой шаг в развитии электронного правосудия был сделан с принятием государственной автоматизированной информационной системы «Правосудие», утвержденной постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75 «Об информатизации судов». Данное понятие мы можем найти на официальном сайте ГАС «Правосудие», где сказано, что «государственная автоматизированная система РФ “Правосудиеˮ — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации».
К преимуществам ГАС «Правосудие» мы можем отнести простоту и удобство интерфейса. Достаточно зайти на сайт суда, в котором необходимо оставить процессуальное обращение, и подать его посредством заполнения специальной формы, через некоторое время уполномоченный работник аппарата суда ответит на данное обращение или передаст его на рассмотрение председательствующему судье.