Дата публикации: 07.08.2025

Совершенствование организации системы публичной власти субъектов Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируется схема разделения властей в субъектах РФ, а также критически рассматривается порядок избрания законодательного органа и высшего должностного лица. Отмечается очевидный крен в сторону региональной исполнительной ветви, усиленной федеральным ресурсом, что обусловливает необходимость расширения парламентского контроля. Автор выдвигает предложения о развитии механизма разделения властей в регионах, а также совершенствовании порядка формирования властных структур.




В федеративном государстве принцип разделения властей реализуется и на уровне регионов. Так, Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» закрепляет в качестве принципа деятельности органов, входящих в систему публичной власти в субъекте РФ, их разделение на три ветви (п. 7 ч. 1 ст. 2).

В научной литературе отмечается, что регионы при закреплении механизма разделения властей исходят из двух вариантов: первый установлен в ст. 10 Конституции России, второй предусмотрен федеральным законом, закрепляющим общие принципы организации власти.

Очевидно, что законодательное регулирование должно развивать исключительно основы, заложенные в основном законе 1993 г., и не может устанавливать отдельную модель анализируемого правового института.  Так, Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П закрепляет, что регионы в основном должны опираться на федеральную схему взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. Тем не менее данная формулировка предполагает возможность определенной вариативности со стороны законодателей субъектов Федерации.

Кроме того, данная логика правового регулирования публичной власти отражает тенденцию автономизации федеративных отношений, одним из проявлений которой является детальное закрепление статуса субъекта Федерации в текущем законодательстве.

Список литературы

1. Добрынин Н.М. Конституционный принцип единства системы публичной власти и дальнейшая эволюция муниципального управления в России: на пути от субсидиарности к «демократическому централизму»? / Н.М. Добрынин // Государство и право. 2022. № 5. С. 33–46.
2. Ишеков К.А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / К.А. Ишеков. Саратов, 2004. 27 с.
3. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории / А.Д. Керимов. Москва : Норма, 2007. 144 с.
4. Никитенко И.Г. О представительной природе органов публичной власти / И.Г. Никитенко, Р.Р. Хайруллин // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 10. С. 8–12.
5. Разуваев Н.В. К вопросу о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в условиях конституционной реформы / Н.В. Разуваев, М.А. Колобов // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2024. Т. 11. № 2. С. 38–46.
6. Романчук И.С. Конституционно-правовые основы построения пластичной модели координации публичной власти в субъектах Российской Федерации / И.С. Романчук // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 3. С. 14–18.
7. Старостина И.А. Проблемы регионального уровня разделения властей в Российской Федерации / И.А. Старостина // Современные проблемы организации публичной власти : коллективная монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Ава
8. Чепурнова Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации / Н.М. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 86–93.

Остальные статьи