Совершенствование организации системы публичной власти субъектов Российской Федерации
Аннотация
В статье анализируется схема разделения властей в субъектах РФ, а также критически рассматривается порядок избрания законодательного органа и высшего должностного лица. Отмечается очевидный крен в сторону региональной исполнительной ветви, усиленной федеральным ресурсом, что обусловливает необходимость расширения парламентского контроля. Автор выдвигает предложения о развитии механизма разделения властей в регионах, а также совершенствовании порядка формирования властных структур.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2025 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-8-13-17 |
В федеративном государстве принцип разделения властей реализуется и на уровне регионов. Так, Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» закрепляет в качестве принципа деятельности органов, входящих в систему публичной власти в субъекте РФ, их разделение на три ветви (п. 7 ч. 1 ст. 2).
В научной литературе отмечается, что регионы при закреплении механизма разделения властей исходят из двух вариантов: первый установлен в ст. 10 Конституции России, второй предусмотрен федеральным законом, закрепляющим общие принципы организации власти.
Очевидно, что законодательное регулирование должно развивать исключительно основы, заложенные в основном законе 1993 г., и не может устанавливать отдельную модель анализируемого правового института. Так, Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П закрепляет, что регионы в основном должны опираться на федеральную схему взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. Тем не менее данная формулировка предполагает возможность определенной вариативности со стороны законодателей субъектов Федерации.
Кроме того, данная логика правового регулирования публичной власти отражает тенденцию автономизации федеративных отношений, одним из проявлений которой является детальное закрепление статуса субъекта Федерации в текущем законодательстве.