Дата публикации: 07.08.2025

Права человека в системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей

Аннотация

Стратегическое планирование в сфере обеспечения безопасности России в настоящее время основывается в том числе на государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, одними из которых являются права человека. В статье исследуются разные подходы к определению правовой и нравственной природы прав человека. Сделан вывод о дуализме прав человека, представляющих собой как правовые средства реализации интересов и обеспечения свободы, так и сверхправовые ориентиры развития нравственного мировоззрения в единой системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.




Права человека традиционно рассматриваются в отечественных праве и правовой науке как основа правового статуса личности и как реальные правомочия в зависимости от их гарантирования в позитивном праве. Это, с одной стороны, определяет пределы собственного поведения (свобода) и властно-управленческих решений (равенство), но, с другой стороны, влечет риски непризнания права в случае его позитивной неурегулированности (правовой пробел) и механизации властеотношений (бюрократизм).

Современная концепция прав человека имеет международные правовые источники, прежде всего Устав Организации Объединенных Наций (принцип уважения прав человека и основных свобод для всех) и Всеобщую декларацию прав человека (стремление каждого содействовать уважению прав и свобод и обеспечению их всеобщего и эффективного признания) и предполагает конституционно-правовую унификацию самих прав человека с учетом национальной компетенции государств.

В этом контексте права человека характеризуются исключительно правовой природой, а о том, являются ли они непосредственно действующими независимо от акта государственного признания, иначе говоря, естественными в силу биосоциальности человека или легализуемыми из-за угроз нарушения, до настоящего времени ведутся дискуссии между юснатуралистами и легистами.

Этика прав человека, с точки зрения отдельных ученых-правоведов, подразумевает тождество прав человека с нравственностью, когда правореализация заслуживает морального порицания или уважения в зависимости от ее индивидуализма (эгоистические интересы) или плюрализма (всеобщие человеческие интересы). В последнем случае права человека считаются моральными правами до тех пор, пока они подтверждают человечность и приоритет всеобщих интересов. Такая идеализация этики прав человека не учитывает многообразие социальных характеристик. В этой интерпретации этика прав человека искажает гарантированную ими свободу (действие по своему усмотрению в границах, не нарушающих права других лиц), так как предполагает вторжение в сферу чужой свободы с моральной оценкой использования прав. К тому же, как отмечал Р. Дворкин, непонятно, влечет ли уравнение: права человека (возьмем, право на жизнь) = моральные права (соотносящееся с указанным правом право на уважительное отношение, а именно на отношение без ненависти, злобы и мести) — обязанность соблюдать закон в случае, когда он не соответствует моральным правам или нарушает их. Он полагал, что этика прав человека зависит не от содержания этих прав и даже не от личного поведения человека, а от той модели общества, в котором проживает человек.

Одной из таких моделей является модель принципов, которые характерны для конкретного общества и которые выше государственных (политических) решений, гарантирующих права и обязанности. Члены общества принципов принимают на себя обязанности, корреспондирующие чьим-то правам, независимо от оформления самих принципов, а также от личного отношения к ним, поскольку для такого общества важен лишь исторический факт принятия им соответствующих принципов. Модель принципов подходит для морально плюралистического общества, в котором права человека сосуществуют с моральными обязанностями заботы, честности, справедливости, единства («никем нельзя пожертвовать как раненым»).

Список литературы

1. Белякова Е.В. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию / Е.В. Белякова, Л.B. Мошкова, Т.А. Опарина. Москва ; Санкт-Петербург : Институт российской истории РАН ; Российский государственный архив древних актов ; Центр гуманитарных инициатив
2. Дворкин Р. Империя права / Р. Дворкин ; перевод с английского С. Моисеева. Москва : Издательство Института Гайдара, 2020. 592 с.
3. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин ; перевод с английского и редакция Л.Б. Макеева. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 392 с.
4. Закон Божий: для семьи и школы / составитель прот. Серафим Слободской. Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. 720 с.
5. Коркунов Н.М. Общественное значение права : лекции в Императорском Александровском лицее Н.М. Коркунова / Н.М. Коркунов. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1892. 20 с.
6. Мальцев Г.В. Нравственные основания права / Г.В. Мальцев. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. 400 с.
7. Пермиловский М.С. Мировоззренческая конституционная аксиологизация — неоконституционализм или отечественный консерватизм? / М.С. Пермиловский // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2024. № 2 (66). С. 518–522.
8. Тупикин Р.В. Историография вопроса о влиянии канонического права Русской Православной Церкви на светское право / Р.В. Тупикин // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2020. № 1 (6). С. 8–17.
9. Уакс Р. Философия права. Краткое введение / Р. Уакс ; перевод с английского С. Моисеева. Москва : Издательство Института Гайдара, 2020. 176 с.
10. Умнова-Конюхова И.А. Духовно-нравственная мобилизация конституций как запрос и тенденция конституционного развития современных государств / И.А. Умнова-Конюхова // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 6. С. 24–28.
11. Харт Г.Л.А. Право, свобода и мораль / Г.Л.А. Харт ; перевод с английского С. Моисеева. Москва : Издательство Института Гайдара, 2020. 136 с.
12. Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. Москва : Типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. 336 с.
13. Sreeparvathy G. Concept of Human vis-à-vis Human Rights / G. Sreeparvathy // ILI Law Review. 2010. Vol. 1. Iss 1. P. 151–162.
14. Tasioulas J. On the Foundations of Human Rights / J. Tasioulas // Philosophical Foundations of Human Rights / eds. by R. Cruft, S.M. Liao, M. Renzo. Oxford University Press, 2015. P. 45–70.

Остальные статьи