Правовая идеология как обоснование ограничений в особых правовых режимах
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению правовой идеологии как ключевого инструмента обоснования установления ограничений в условиях особых правовых режимов. Авторы утверждают, что правовая идеология обеспечивает мобилизацию правовых ценностей и установок общества в целях преодоления кризисных ситуаций. Обосновывается, что при соблюдении ряда условий правовые ограничения будут действовать наиболее эффективно.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 08/2025 |
Страницы | 52-55 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-8-52-55 |
Возникновение неординарных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера является вызовом для государства и общества, требуя регулирования образующихся в связи с этим правоотношений. Прежние меры охраны, защиты и восстановления правопорядка становятся недостаточными, либо их применение вовсе становится невозможным, что вынуждает государство переосмыслить формы, методы и средства, используемые для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в уже выработанной и устоявшейся правовой практике.
Чрезвычайная ситуация несет угрозу существованию государства и правопорядка, затрагивая вопросы легитимности власти. В связи с тем что в данных условиях нормы права действуют ограниченно, особое значение приобретают механизмы обоснования принимаемых решений для установления правопорядка. Наиболее оперативной мерой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций будет являться введение особого правового режима.
Особый правовой режим является исторически сложившейся формой политико-правового режима, который возник как инструмент реагирования на разного рода обстоятельства, несущие угрозы для государства и общества. На наш взгляд, отличительными параметрами особого правового режима являются механизм введения, временные рамки, а также цели и ориентиры его введения. Так, особый правовой режим представляет собой временный период, вводимый на основе законодательных или подзаконных правовых актов, издаваемых уполномоченным на то субъектом, с целью реагирования, предотвращения и устранения угроз для государства и общества, вызванных обстоятельствами, обусловленными возникновением специфических событий социального, техногенного, природного или иного характера, и обеспечивающий управление в данных обстоятельствах, отличающийся применением специальных мер и ограничений, а также возложением дополнительных обязанностей на граждан, организации и органы власти.
Особые правовые режимы способны консервировать (легализовать) новые правоотношения, возникающие в связи с нестандартными, чрезвычайными ситуациями. Важно помнить, что велик риск злоупотребления исключительными полномочиями и вводимыми ограничениями, и тогда данные правовые режимы могут стать постоянным чрезвычайным положением. Так, Д. Агамбен отмечал, что существующий мир находится в режиме постоянного чрезвычайного положения, что приводит к созданию «зоны неразличимости, внутри которой реальность и право совпадают». Особые правовые режимы и вводимые в связи с ними ограничения должны соответствовать ряду условий, и иметь временные и пространственные рамки.
Правовая идеология в условиях особых правовых режимов помогает очерчивать пределы обеспечения правопорядка, размывающиеся при чрезвычайном положении. В то же время она способствует легитимации действующей власти, формируя образ актора, стремящегося ликвидировать причины возникновения и последствия чрезвычайной ситуации, достигнув значимых результатов. Устанавливаемые в этой связи правовые ограничения призваны не только отражать систему ценностей, но и транслировать ее.