Методологические установки философии права
Аннотация
В статье методологические установки рассматриваются, с одной стороны, как элементы содержания методологического мышления, имеющие для построения теорий универсальное значение, а с другой стороны — как связанные с философской интерпретацией проблем, определяющих предметную область конкретной теории. Автор исходит из того, что вне философской интерпретации методолого-установочный уровень теории фактически отсутствует, и теория ограничивается самым поверхностным слоем методологии, сводя его к методологии в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 08/2025 |
Страницы | 32-36 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-8-32-36 |
Концептуальные идеи, как продукт методологического мышления, в единстве с принципами, формирующими логику развертывания этих идей в теорию, определяют установки, составляющие ядро методологии второго слоя и предполагающие философский подход к познанию и пониманию права. Мышление, с одной стороны, является служебным видом духовно-интеллектуальной деятельности, нацеленным на достижение предметно-деятельного результата. С другой же стороны, оно самоценно и самодостаточно и выступает как методологическое. Методологическое мышление связано не с предметом мысли, а с самим мышлением; оно есть мышление о мышлении, род саморефлексии.
Кратко охарактеризуем (в основном в критическом ключе) некоторые методологические установки философии права, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки.
1. Наиболее известная философская установка в познавательном процессе касается характера субъекта познавательной деятельности (или рефлексии). Суть ее в следующем.
В сознании (как отражении) субъект отделен от сознаваемого, отсутствует в нем. В мышлении же он слит с мыслимым, тождествен ему. Подлинным предметом мышления, в конце концов, является сам субъект как мыслящий о предмете. Превращение субъекта извне объекта, находящегося в процессе познания, в элемент этого объекта, который сам отчасти есть следствие включенности в него субъекта, ничего, однако, не меняет в знании об объекте, но только усложняет это знание.
2. М.К. Мамардашвили полагал, что мы воспринимаем только то, что прошло через поле преобразований. Думается, мы вообще познаем лишь предварительно преобразованное нами, практически ли, в силу свойств организма или иным путем. Стало быть, познавательную ситуацию можно повернуть таким образом, чтобы она была не отражательной и не рефлексивной, а творческой. И только затем возможны отражение и рефлексия, как вторичные по отношению к творчеству. Мир вокруг реален настолько, насколько надуман, воображен, сделан. Но он потому и надуман, что реален; он не перестает быть объективным. В этом заложен парадокс сознания реальности. «Проблемы науки никогда не были детерминированы только природой мира, но всегда возникали из того факта, что в той области, которой мы интересуемся, наши идеи противоречат либо природе, либо другим идеям».