Дата публикации: 14.08.2025

Гражданское единство как основа общероссийской идентичности

Аннотация

Анализируется понятие гражданского единства в качестве основы российской нации с учетом исторических, политических, правовых, интеллектуально-духовных и ментальных факторов формирования российской государственности. Отмечается социоцентризм в понимании взаимоотношений личности и государства, который в силу особых природных и социальных условий стал основой выживания русского народа как нации. Методология исследования гражданского единства предполагает его рассмотрение как системы, в которой в качестве элементов выступают принципы беззаветного служения, авторитета власти, сотрудничества и гражданственности. Последняя имеет особое значение в контексте приобщения к традиционным и конституционным ценностям, формирования патриотической гражданской позиции, законопослушности и действенного гражданского сознания.




В Стратегии государственной национальной безопасности большое внимание уделяется понятию гражданского единства, которое рассматривается как основа российской нации, поэтому его укрепление становится главным направлением отечественной национальной политики. Обращаясь к гражданскому единству, следует определить его природу, основные черты и специфику, вытекающие из исторического прошлого страны, ее социально-экономических, культурных, интеллектуально-духовных и ментальных особенностей. Без учета богатого и разнообразного прошлого страны невозможно плодотворное осуществление национальной политики, целью которой является «укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан».

Собирание государства характерно для всего исторического бытия нашей страны, это была главная доминанта как российской государственности, так и теоретических взглядов и концепций представителей отечественной социально-гуманитарной мысли. Отличия заключались в аргументации и выборе оснований этого единства. Одни (славянофилы) видели целостность в утверждении православия, акцентируя «органический характер единства российского государства. Его органичность выводилась из органичности мира общины. Человек принадлежал миру общины, мир принадлежал ему». В.С. Соловьев усматривал единство народа и государственности в построениях концепции «онтологического всеединства». Б.Н. Чичерин видел залог единства в руководящей роли государства и созидающей данное единство функции. Анализируя концепцию «возрожденного естественного права» П.И. Новгородцева, А.В. Поляков подчеркивает идею «целостного общения», отражающую единство личности и общества путем установления коммуникативных взаимодействий.

Понятие «гражданское единство» представляет собой систему взаимоотношений, обладающую целостностью и синтетичностью и включающую поликонфессиональные, многонациональные, социально-экономические, политико-правовые разновекторные взаимосвязи между личностью, обществом и государством, образующие целостный объект и представляющие собой единое образование. В 1914 г. П.Б. Струве писал: «Таким образом, географически расширяя свое национальное ядро, русское государство превратилось в государство, которое, будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством».

Являясь системой, гражданское единство предполагает изучение и анализ свойств целого в их обусловленности свойствами отдельных элементов, которые, обладая свободой в своем поведении, определяются средой и условиями существования всей системы в конкретности. Такими элементами для гражданского единства как системы являются принципы, понимаемые в качестве основ, предпосылок или причин, под влиянием которых оно формируется.

Для России характерно укрепление принципа социоцентризма, он означал приоритет общества, его целей над отдельной личностью. Для нашей страны с ее суровым климатом, малой заселенностью и обширностью пространств, отсутствием агрокультуры и малоплодородными землями, которые требовали не столько индивидуальных усилий, сколько организации коллективного труда, приоритет общества над личностью стал условием выживания. Особая роль в усилении социоцентристских начал принадлежала Петру I, который требовал от каждого и от себя в том числе полной отдачи, растворения личного в общественном, что составляло суть концепции «беззаветного служения», экзистенциально соединявшего обязанность с необходимостью, долг с личной потребностью.

Список литературы

1. Денисенко В.В. Легитимность права (теоретико-правовое исследование) : монография / В.В. Денисенко. Москва : Проспект, 2024. 240 с.
2. Калиниченко А.И. Идейные основания легитимации власти в отечественной правовой мысли (XI — начало ХVIII вв.) : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.И. Калиниченко. Москва, 2015. 33 с.
3. Поляков А.В. П.И. Новгородцев и идея «возрожденного естественного права» как коммуникативная проблема / А.В. Поляков // Философия права: П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский / под редакцией Е.А. Прибытковой. Москва : Политическая энциклоп
4. Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли / В.И. Спиридонова. Москва : ИФ РАН, 2008. 186 с.
5. Струве П.Б. Великая Россия. Избранные сочинения (1901–1938) / составитель, автор предисловия, комментарий М.А. Колерова. Калининград : Издательство БФУ имени И. Канта, 2004. 352 с.

Остальные статьи