К вопросу о терминологической путанице при употреблении понятий «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования»
Аннотация
Вопросы терминологии в современной научной литературе по юриспруденции и в системе российского отраслевого законодательства представляются важнейшей методологической задачей. Неиспользование единой понятийной базы приводит к значительному росту числа нормативных правовых актов, в которых отсутствует единый подход к содержательным характеристикам таких основных понятий в юриспруденции, как «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования». Результатом данного обстоятельства является невозможность их реализации, включая правоприменение. Таким образом, существует известная разница между правовым регулированием и механизмом правового регулирования как по субъектно-объектному составу, так и по последствиям применения таких понятий. Предлагается на основе преемственности советской юридической науки привести к единообразию в отраслевое законодательство и современные доктрины отраслевых юридических наук использование таких терминов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 08/2025 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-8-7-11 |
Основная задача, стоящая перед юристами, — это совершенствование российского законодательства, в том числе в целях применения концепции развития технологий машиночитаемого права. К сожалению, приходится констатировать, что в отраслевой научной литературе довольно вольно обращаются с понятийным аппаратом, получившим признание в общей доктрине права, зачастую подменяя одни понятия другими и предлагая термины, никоим образом не соотносящиеся с содержательными характеристиками известных в юриспруденции понятий. Процесс формирования понятий всегда зависит от развития теории права и носит субъективный характер, что приводит к научным дискуссиям. Поэтому полагаем своевременным в настоящей статье обратиться к определению содержательных характеристик понятий правового регулирования и механизма правового регулирования, которые, к сожалению, часто используются в отраслевой юридической литературе как синонимы.
Правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие права на поведение индивида в социуме и, как отмечает Е.А. Березина, говоря о его взаимозависимости от времени, проявляется в определенных стадиях с помощью системы специальных юридических средств (механизма правового регулирования) в целях их упорядочения, охраны и развития права в соответствии с объективными потребностями общества. Отмечаем, что правовое регулирование зачастую в научной юридической литературе определяется как особая форма влияния права на социум, которая обладает ценностью, как и иные формы воздействия социальных норм (ценностно-ориентационная, информационно-психологическая, воспитательная), используя правовые стимулы и правовые ограничения, как основные юридические средства. Признаками правового регулирования прежде всего следует считать его результативность и целеполагание, когда правовое регулирование осуществляется в целях упорядочения общественных отношений, поэтому принято выделять юридические средства, с помощью которых осуществляется правовое воздействие, и социальные цели в виде конкретных областей общественных отношений, на которые направлено правовое воздействие.
В учебной юридической литературе к признакам правового регулирования также принято относить: объективную обусловленность существующими в конкретном обществе систем отношений; активное воздействие на всех субъектов права; установление порядка через механизм правового регулирования на основе определенных принципов правового регулирования и с помощью специальных юридических методов; особый объект и предмет, субъект и объект правового регулирования; средства правового регулирования (механизм правового регулирования). Все они обладают стадийно-процессуальным, сознательно-волевым и нормативным характером, имеют пределы правового регулирования; целеполагание; а также планируемый результат и новый цикл регулирования.
Единого определения сущности понятия «механизм правового регулирования» не выработано до сих пор, прежде всего из-за того, что нет согласия по составу элементов, входящих в его систему. В последнее время появляются различные трактовки механизма правового регулирования, предлагаемые исследователями в сфере различных отраслей права. Изначально, когда данное понятие вошло в научный обиход в 1948 г., в его систему были включены такие структурные компоненты, как: а) характеристика правосубъектности физических лиц; б) юридический факт; в) виды правоотношений; г) правоохранительные меры; д) юридическая ответственность. С 1960–1970-х годов в структуру механизма правового регулирования стали включаться дополнительные элементы. Так, С.С. Алексеев дополнил данный перечень соответствующим уровнем правового сознания, непосредственно влияющего на процесс регулирования правовых отношений в государстве. Им были предложены стадии, по которым развивается механизм правового регулирования, определяющиеся нормой права, правовыми отношениями, процессом реализации субъективных прав, основанным на правосознании, от которого зависит и характер исполнения юридических обязанностей, в том числе и применения права (как особого вида реализации права), результатом которого является принятие акта применения права.