Дата публикации: 14.08.2025

Повышающие коэффициенты при исчислении земельного налога по участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности

Аннотация

Цель. Статья подготовлена с целью обоснования тезиса о том, что земельный налог не должен исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении тех участков под жилищное строительство, которые облагаются налогом по стандартной налоговой ставке, а именно участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Методология: диалектика, анализ, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод. Выводы. Исторически повышающие коэффициенты и пониженная налоговая ставка являются компонентами единого механизма льготного обложения земельным налогом участков под жилищное строительство, в связи с чем повышающие коэффициенты должны применяться исключительно при исчислении налога по пониженной ставке (а не по стандартной ставке). Указанный механизм исторически применялся в целях стимулирования жилищного строительства. С 2020 г. законодатель не считает необходимым использовать налоговые механизмы для стимулирования жилищного строительства на участках под индивидуальное жилищное строительство, которые используются в предпринимательской деятельности. Поэтому налог по таким участкам должен исчисляться по стандартной ставке без применения повышающих коэффициентов. Научная и практическая значимость. Научная значимость статьи определяется раскрытием правовой природы повышающего коэффициента. Практическая значимость статьи выражена в предложениях по изменению законодательства в части применения повышающих коэффициентов по земельному налогу.




Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС и Минфина России о том, что земельный налог по используемым в предпринимательской деятельности земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для индивидуального жилищного строительства (далее – ЗУ для ИЖС), должен исчисляться с применением повышающих коэффициентов 2 и 4. Мы считаем, что в отношении ЗУ для ИЖС, которые используются в предпринимательской деятельности, земельный налог должен исчисляться без применения повышающих коэффициентов. Для обоснования нашего вывода следует: 1) определить цель применения повышающего коэффициента по земельному налогу и его правовую природу; 2) проследить эволюцию правовых норм, применяемых при исчислении земельного налога с повышающим коэффициентом; 3) критически оценить позицию о том, что земельный налог по ЗУ для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности, следует исчислять с применением повышающих коэффициентов.

1.  Цель применения повышающего коэффициента по земельному налогу

Норма о применении повышающего коэффициента по земельному налогу введена в налоговое законодательство одновременно с включением в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) главы 31 о земельном налоге, т.е. с 1 января 2005 г. Пояснительная записка к законопроекту, который предусматривает включение в НК РФ главы 31, не содержит указаний о цели применения повышающего коэффициента по земельному налогу.

В то же время данную цель можно вывести из актов высших судов. В актах Конституционного Суда РФ, как отмечает В.Д. Зорькин, выявляется «намерение законодателя при создании … нормы». Кроме того, Верховный Суд РФ, толкуя нормы права, при разрешении споров нередко исходит из воли законодателя. Применение повышающих коэффициентов по земельному налогу, как отмечает Конституционный Суд РФ, «направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства жилья». Близкая по смыслу позиция озвучена Верховным Судом РФ, который рассматривает повышающие коэффициенты по земельному налогу в качестве «средства стимулирования жилищного строительства».

Анализ позиций высших судов позволяет прийти к выводу, что повышающие коэффициенты применяются в целях стимулирования жилищного строительства и соблюдения сроков строительства жилья на земельных участках, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (далее – ЗУ под жилищное строительство). Отметим, что в теории налогового права выделяется фискальная и регулирующая функция налога. В свою очередь, регулирующая функция налога выражается в стимулировании или дестимулировании определенного поведения. Иными словами, в рамках земельного налога регулирующая функция налога проявляется, в частности, в применении повышающих коэффициентов при исчислении налога в отношении ЗУ под жилищное строительство.

Список литературы

1. Валеева Г.Р. Строительство жилых поселков: сложности льготной ставки земельного налога / Г.Р. Валеева // Налоговед. 2022. № 9. C. 76–83.
2. Зорькин В.Д. Конституционное правосудие: процедура и смысл / В.Д. Зорькин. Санкт-Петербург : Конституционный Суд Российской Федерации, 2021. 154 с.
3. Коновалов Д.Д. Проблемы общего и специального законодательного регулирования борьбы с обходом налогов / Д.Д. Коновалов, Г.Е. Москевич // Образование и право. 2020. № 6. С. 134–139.
4. Налоговое право : учебник для вузов : для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", квалификация (степень) "бакалавр" / ответственный редактор С.Г. Пепеляев. Москва : Pepeliaev group : Альпина Паблишер,
5. Энциклопедия российского финансового права / Е.Ю. Грачева, Р.Е. Артюхин, Л.Л. Арзуманова [и др.]. Москва : Проспект, 2024. 928 с.
6. Юзвак М.В. Превращается ли земельный налог в штраф при обложении застройщиков / М.В. Юзвак // Налоговед. 2021. № 5. С. 39–47.
7. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Ялбулганов. Москва, 1996. 30 с.

Остальные статьи