Теоретические основы уголовно-правового воздействия на инфраструктуру терроризма
Аннотация
Цель. В качестве теоретической платформы «превентивного поворота» в антитеррористической политике выступают положения и концепты, синтезирующие основные достижения различных научных подходов и школ. Цель публикации состоит в том, чтобы показать влияние различных криминологических теорий на формирование современной стратегии уголовно-правового противодействия терроризму. Методология: общенаучные (абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция) и специальные методы, характерные для юридических исследований (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический). Выводы. В практике уголовно-правового воздействия на инфраструктуру терроризма отражены многие постулаты концепции ситуационного предупреждения преступности. Базируясь на них, мировое сообщество (на глобальном и региональном уровнях) и национальные государства разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение издержек субъектов террористической деятельности (потенциальных или уже действующих), а также минимизацию потенциальных выгод от террористических преступлений. В рамках собственно уголовно-правового противодействия терроризму ситуационная направленность профилактических мер выражается в выборе объектов уголовной репрессии. Если в рамках традиционной контртеррористической стратегии уголовно-правовое воздействие концентрируется на насильственных террористических актах и лицах, их осуществляющих, то в ситуационной превентивной парадигме вектор уголовной репрессии смещается на инфраструктуру терроризма – на деяния, которые создают возможности и условия для осуществления террористических нападений, т.е. на факторы внешней среды. Установление уголовной ответственности за вооружение, подготовку, финансирование субъектов террористической деятельности, вербовку террористов, публичные призывы к террористической деятельности, публичное оправдание и пропаганду терроризма, прохождение обучения в террористических целях, создание террористических групп и участие в них органично вписывается в логику ситуационной модели предупреждения преступности. Уголовно-правовое противодействие деяниям, образующим инфраструктуру терроризма, полностью согласуется и с теорией двойного превентивного воздействия. Для антитеррористических норм с двойной превенцией объектом первичного уголовно-правового воздействия являются ненасильственные деяния, образующие инфраструктуру терроризма, которые, в свою очередь, детерминируют более опасные насильственные террористические преступления, выступающие в качестве объекта вторичной превенции. Тем самым уголовно-правовое воздействие на инфраструктуру терроризма призвано разрушить механизм самодетерминации терроризма. Научная и практическая значимость. Результаты проведенного исследования подтверждают теоретическую обоснованность современной стратегии уголовно-правового противодействия терроризму, ориентированной на борьбу с его инфраструктурой.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 07/2025 |
Страницы | 29-35 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-7-29-35 |
«Превентивный поворот» в стратегии уголовно-правового противодействия терроризму, состоявшийся на рубеже XX и XXI столетий, сопровождается переориентацией контртеррористических мер в сторону профилактической работы, смещением вектора уголовно-правового воздействия в направлении деяний, детерминирующих террористическую активность, т.е. образующих инфраструктуру терроризма.
В качестве теоретической платформы «превентивного поворота» в антитеррористической политике выступают положения и концепты, синтезирующие основные достижения различных научных подходов и школ. В частности, в практике уголовно-правового воздействия на инфраструктуру терроризма отражены многие постулаты концепции ситуационного предупреждения преступности.
Американский криминолог Р. Кларк, которого принято считать родоначальником этой концепции, определяет ситуационное (ситуативное) предупреждение преступлений как «совокупность мер, направленных на специфические формы преступного поведения, включающих как можно более системное и постоянное управление, создание или манипулирование окружающей средой с целью снижения в восприятии преступников потенциальных возможностей для совершения преступлений и увеличения рисков их совершения».
В Руководстве по основным направлениям предупреждения преступлений, принятом на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 7 сентября 1990 г., отмечается, что сущность ситуационных превентивных мер заключается в сокращении и устранении возможностей совершения преступлений, а также увеличении вероятности их раскрытия.
Центральная идея концепции ситуационного предупреждения преступности состоит в том, что профилактические усилия должны быть направлены на изменение той ситуации (среды, внешней обстановки), в которой совершается преступление, т.е. на: а) ликвидацию или, по крайней мере, минимизацию возможностей для совершения преступления; б) увеличение усилий, требуемых для осуществления преступных планов и рисков, связанных с совершением преступления; в) уменьшение «вознаграждения» от преступления.