Дата публикации: 14.08.2025

Бюджетный мониторинг как метод государственного финансового контроля

Аннотация

Цель. В условиях цифровизации экономики, усиления санкционного давления на Российскую Федерацию особую важность приобретают вопросы усиления методов финансового контроля за расходованием средств бюджета. В связи с этим автором анализируются существующие методы финансового контроля, а также новеллы законодателя в части расширения методов финансового контроля, и особенно бюджетного мониторинга. Методология: в ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы – диалектический, системный, логический, анализа и синтеза, формально-юридический. Выводы. В современных условиях развития бюджетного законодательства появляются новые институты бюджетного права, в частности бюджетный мониторинг. Изменения законодателя направлены на расширение методов финансового контроля для предотвращения и управления рисками в бюджетной сфере, а также предотвращения и недопущения нарушений бюджетного законодательства. Бюджетный мониторинг рассматривается как метод внутреннего контроля управления государственными финансами и применяется Федеральным казначейством или его территориальными органами. Назначение мониторинга заключается в контроле состояния исследуемых бюджетных процессов для обеспечения эффективного управления государственными финансами. Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей будет трактоваться как казначейский мониторинг, который будет применяться не только к системе казначейских платежей, но и к внутреннему государственному финансовому контролю в целом. Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что позволяет критически осмыслить существующие методы финансового контроля, а также способствует теоретическому осмыслению практических проблем, связанных с осуществлением бюджетного мониторинга, а также выработке рекомендаций по расширению методов финансового контроля в целом.




В условиях цифровизации управления общественными финансами происходит расширение сферы бюджетного права как подотрасли финансового права. Некоторые исследователи отмечают появление новых институтов в этой области, в частности, бюджетного мониторинга. Современный финансовый контроль как институт финансового права за последние годы претерпел изменения, направленные на повышение его эффективности и результативности, а также на расширение методов его реализации. Данные изменения затронули и методы бюджетного контроля, что привело к расширению полномочий Федерального казначейства.

В актуальной версии Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрены разные методы государственного (муниципального) финансового контроля, такие как ревизии, проверки и обследования.

 На текущем этапе развития финансового законодательства Государственной Думой РФ был принят в первом чтении законопроект, который, по сути, вводит новые методы применения государственного (муниципального) финансового контроля.

 Эти нововведения направлены на выявление рисков и управление ими с целью предотвращения нарушений в сфере бюджетного законодательства Российской Федерации. Ю.А. Тихомиров, рассматривая правовую природу риска, подчеркнул, что под ним можно понимать возможность наступления событий или действий, ведущих к негативным последствиям для реализации правовых решений.

При анализе бюджетного риска мы говорим о вероятности возникновения ущерба для публичного образования в случае определенных событий или действий, которые могут привести к нарушениям бюджетных процедур и законодательства Российской Федерации. Главная задача бюджетного контроля заключается не только в выявлении нарушений, но и в их предотвращении. Таким образом, при применении риск-ориентированного подхода первостепенное внимание должно уделяться предварительному контролю, который сосредоточен на предотвращении бюджетных нарушений.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка / составитель и главный редактор С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург : Норинт, 1998. 1535 с.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов : свыше 25 000 слов и словосочетаний / Л.П. Крысин. Москва : Эксмо, 2007. 941 с.
3. Меликсетян С.Н. Актуальные направления повышения эффективности использования бюджетных средств в России / С.Н. Меликсетян // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 21. С. 527–544.
4. Негробов В.Л. Мониторинг российского законодательства как элемент правовой политики: общетеоретический аспект : диссертация кандидата юридических наук / В.Л. Негробов. Белгород, 2008. 206 с.
5. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции : монография / под редакцией Р.Е. Артюхина, Н.А. Поветкиной. Москва : Норма: Инфра-М, 2023. 192 с.
6. Тихомиров Ю.А. Риск в праве: природа и причины / Ю.А. Тихомиров // Право и современные государства. 2016. № 6. С. 9–18.
7. Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров ; под редакцией М.Ю. Тихомирова. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. 1087 с.

Остальные статьи