Бюджетный мониторинг как метод государственного финансового контроля
Аннотация
Цель. В условиях цифровизации экономики, усиления санкционного давления на Российскую Федерацию особую важность приобретают вопросы усиления методов финансового контроля за расходованием средств бюджета. В связи с этим автором анализируются существующие методы финансового контроля, а также новеллы законодателя в части расширения методов финансового контроля, и особенно бюджетного мониторинга. Методология: в ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы – диалектический, системный, логический, анализа и синтеза, формально-юридический. Выводы. В современных условиях развития бюджетного законодательства появляются новые институты бюджетного права, в частности бюджетный мониторинг. Изменения законодателя направлены на расширение методов финансового контроля для предотвращения и управления рисками в бюджетной сфере, а также предотвращения и недопущения нарушений бюджетного законодательства. Бюджетный мониторинг рассматривается как метод внутреннего контроля управления государственными финансами и применяется Федеральным казначейством или его территориальными органами. Назначение мониторинга заключается в контроле состояния исследуемых бюджетных процессов для обеспечения эффективного управления государственными финансами. Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей будет трактоваться как казначейский мониторинг, который будет применяться не только к системе казначейских платежей, но и к внутреннему государственному финансовому контролю в целом. Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что позволяет критически осмыслить существующие методы финансового контроля, а также способствует теоретическому осмыслению практических проблем, связанных с осуществлением бюджетного мониторинга, а также выработке рекомендаций по расширению методов финансового контроля в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 07/2025 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-7-20-23 |
В условиях цифровизации управления общественными финансами происходит расширение сферы бюджетного права как подотрасли финансового права. Некоторые исследователи отмечают появление новых институтов в этой области, в частности, бюджетного мониторинга. Современный финансовый контроль как институт финансового права за последние годы претерпел изменения, направленные на повышение его эффективности и результативности, а также на расширение методов его реализации. Данные изменения затронули и методы бюджетного контроля, что привело к расширению полномочий Федерального казначейства.
В актуальной версии Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрены разные методы государственного (муниципального) финансового контроля, такие как ревизии, проверки и обследования.
На текущем этапе развития финансового законодательства Государственной Думой РФ был принят в первом чтении законопроект, который, по сути, вводит новые методы применения государственного (муниципального) финансового контроля.
Эти нововведения направлены на выявление рисков и управление ими с целью предотвращения нарушений в сфере бюджетного законодательства Российской Федерации. Ю.А. Тихомиров, рассматривая правовую природу риска, подчеркнул, что под ним можно понимать возможность наступления событий или действий, ведущих к негативным последствиям для реализации правовых решений.
При анализе бюджетного риска мы говорим о вероятности возникновения ущерба для публичного образования в случае определенных событий или действий, которые могут привести к нарушениям бюджетных процедур и законодательства Российской Федерации. Главная задача бюджетного контроля заключается не только в выявлении нарушений, но и в их предотвращении. Таким образом, при применении риск-ориентированного подхода первостепенное внимание должно уделяться предварительному контролю, который сосредоточен на предотвращении бюджетных нарушений.