Дата публикации: 01.09.2025

Современное состояние правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями: дифференциация или дискриминация?

Аннотация

Анализ законодательного расширения круга работников, относимых к лицам с семейными обязанностями, и предоставляемых им трудоправовых гарантий позволяет констатировать отсутствие единого подхода к отнесению работников к указанной категории, в частности в связи с наличием определенных жизненных ситуаций и возраста ребенка, до достижения которого работникам требуется предоставление дополнительной защиты. Неоправданное расширение как круга лиц с семейными обязанностями, так и объемов их трудоправовых гарантий создает угрозу проявления дискриминации.




Россия как социально ориентированное демократическое государство не только признает права человека, но и провозглашает принципы охраны труда и здоровья людей, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38, 41 Конституции РФ). Вместе с тем закрепляется запрет дискриминации, поскольку государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Права человека являются «приоритетной целью деятельности Российского государства, его органов и должностных лиц, призванной изменить положение человека, создать ему достойные условия для жизни, гарантировать свободу, равенство, социальную защищенность».

В трудовом законодательстве созданы все необходимые условия для реализации основных конституционных положений. Так, ст. 2 Трудового кодекса РФ среди основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений называет равенство прав и возможностей работников с одновременным закреплением запрета дискриминации в сфере труда.

Равноправие означает официально признаваемое равенство граждан в наиболее существенных правах. Однако различия между индивидами, носящие естественный характер (пол, возраст и т.п.), могут быть основанием для уменьшения или увеличения объема предоставляемых государством прав и обязанностей. Речь идет о единстве и дифференциации норм, что является характерной чертой правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Однако неизвестно, являлось ли сочетание единства и дифференциации в правовом регулировании принципиальной основой, на которой строилась продуманная политика, либо это был исключительно объективный и во многом стихийный процесс разделения элементов правовой системы в соответствии с возникающими общественными потребностями.

Дифференциация по своей сути — это позитивная дискриминация, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничения объективно обусловлены, к примеру, потребностью в повышенной социальной и правовой защите отдельных категорий работников. При этом «отступление от принципа равенства между людьми долж­но быть обосновано». Дифференциация без учета объективно существующих потребностей работников, работодателей и общества в целом сопряжена с опасностью перехода в дискриминацию — неоправданное ухудшение положения как работников, так и работодателей.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Структура советского права / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1975. 263 с.
2. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение / Л.Я. Гинцбург. Москва : Наука, 1977. 310 с.
3. Гребенщиков А.В. Дифференциация — способ сочетания интересов в сфере труда / А.В. Гребенщиков // Петербургский юрист. 2016. № 3. С. 59–66.
4. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание и механизм защиты : автореферат диссертации доктора юридических наук / Г.Н. Комкова. Саратов, 2003. 41 с.
5. Лившиц Р.З. Заработная плата в СССР. Правовое исследование / Р.З. Лившиц. Москва : Наука, 1972. 271 с.
6. Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. Правовое регулирование труда в Российской империи / Е.Б. Хохлов. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 194 с.
7. Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования / В.Ф. Яковлев // Правоведение. 1970. № 6. С. 55–60.

Остальные статьи