Дата публикации: 01.09.2025

Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью

Аннотация

В статье проводится детальный анализ правового регулирования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов в субъектах РФ, на основе которого выявлены некоторые особенности и проблемы регионального нормотворчества в сфере трудоустройства таких граждан. Сформулированы предложения по актуализации федерального законодательства, направленные на унификацию региональных норм о квотировании рабочих мест для лиц с инвалидностью.




Современная социальная политика российского государства развивается в прогрессивном направлении как никогда прежде. Сегодня нашим государством взят курс на обеспечение устойчивого социального развития России, повышение уровня жизни граждан, в основу которых, помимо прочего, поставлены приоритет человека, социальная справедливость и равенство возможностей. Грамотно поставленные Президентом РФ национальные цели развития страны позволяют охватить все больше граждан, нуждающихся в особой защите и помощи государства, расширить меры государственной поддержки, в том числе в сфере содействия занятости населения.

 Образующий основу законодательства о занятости Федеральный закон от 12 декабря 2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 565), располагает широким кругом государственных гарантий в реализации права граждан на труд. В их числе предусмотрены особые меры для граждан, нуждающихся в специальном государственном сопровождении при трудоустройстве. Инвалиды, например, имеют возможность воспользоваться дополнительной гарантией в виде приема на работу по квоте (ст. 38 ФЗ № 565).

Квотирование по праву можно считать доминирующей формой трудоустройства инвалидов, наиболее распространенным способом оказания содействия им в трудоустройстве. Оно, несомненно, представляет собой весьма эффективный и действенный механизм обеспечения права инвалидов на участие в трудовой деятельности. Так, численность инвалидов, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, в 2023 году составила 424, 9 тыс. человек (в том числе на специальных рабочих местах - 34, 2 тыс. человек) и увеличилась на 3, 1 процента по сравнению с предыдущим 2022 годом (на 12, 8 тыс. человек).

В зарубежных странах этот механизм также популярен и признается «элементом политики перехода от пассивной помощи к активной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В научной литературе встречаются и противоположные мнения, ставящие под сомнение эффективность механизма квотирования, не способного обеспечить инвалиду полноценную реализацию права на труд и получение достойной заработной платы.

Список литературы

1. Кузнецов Д.Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Д.Л. Кузнецов // Журнал российского права. 2001. № 11. С. 108–113.
2. Кутарова М.А. Сравнительный анализ правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов в России и Германии / М.А. Кутарова // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 57–60.
3. Мурзина Е.А. Правовое регулирование труда инвалидов / Е.А. Мурзина // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2020. Вып. 2. С. 5–18.
4. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью / Л.В. Серегина // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105–125.

Остальные статьи