Государственное администрирование труда: экономическая необходимость и целесообразность
Аннотация
Статья посвящена феномену государства как администратора трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Дана оценка критериям экономической необходимости и целесообразности как ключевым факторам принятия решений в механизме государственного администрирования труда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 03/2025 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2025-3-13-16 |
Исключительная возможность человека к труду не только обеспечивала его выживаемость как биологического вида, она послужила предпосылкой для создания уникальных форм организации коллективной жизни. На исторической дистанции труд утратил свою примитивность (когда единственным способом хозяйствования было присвоение из природы), стал значительно более сложным, требующим знаний и инструментов, изменившаяся система хозяйствования сделала общество зависимым от разделения труда. Обратной стороной этого явления стало то, что любой не встроенный в эту систему человек практически полностью лишался возможности выжить, поскольку не мог обеспечить все свои потребности самостоятельно, т.е. собственноручно создать все необходимые для своей жизнедеятельности блага.
Усложнение общества, увеличение количества протекающих в нем процессов и разделение труда актуализировали и усилили потребность в профессиональном управлении, создав весомую предпосылку для формирования государств.
Со времен первых систем государственного управления, основной задачей которых была координация ручного труда по строительству оросительных каналов, и до наших дней, когда государство управляет сложной многоуровневой национальной экономикой и обеспечивает ее взаимодействие с внешними «игроками» (экономиками других стран, международными финансовыми организациями и т.д.), взаимосвязь между государством и трудом никогда не становилась слабее, хотя и претерпевала изменения.
Иными словами, государство всегда нуждалось в рычагах воздействия на труд, а трудовая деятельность людей в ответ влияла на государства во всех проявлениях: определяло перспективы развития социальных институтов, тенденции в политической жизни и т.д.
Отечественное трудовое законодательство, в первую очередь Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), уже на стадии своего формирования в 2001 г. было адаптировано под необходимость оказания воздействия на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Как отмечает А.М. Куренной, достижение равновесия интересов на рынке труда всех его субъектов (работников, работодателей, государства с его органами) является не только задачей трудового законодательства, но и общества в целом. При этом государство, будучи обладателем определенных интересов в данной сфере, также является крупнейшим администратором труда. Статус администратора труда предполагает возможность воздействия на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Очевидно, что в условиях рыночной экономики государственное администрирование в значительной мере отличается от модели административно-командной экономики, где государство имеет возможность, ориентируясь преимущественно на собственные интересы, принимать решения по управлению всеми ресурсами страны.